Селиверстов, Л. С. Арктика и Главсевморпуть // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 13-20.
18 ГЛАВСЕВМОРПУТЬ: ЕГО ГЕРОИ И ТВОРЦЫ И. Д. Папанин оправданные, сокращения многих министерств и ведомств, действительно изрядно «раздутых» в во енное и, особенно в первые послевоенные годы (ну, всем «боевым, заслуженным» и пр. хотелось получать высокие посты и почётные, но необре менительные должности), произошли большие изменения и в структурах Главсевморпути. Это огромное, многоплановое, специфичное объединение было включено в состав Мини стерства морского и речного флотов. В конце 1954 года единое Министерство, в свою очередь, разде лилось на два: морского и речного флотов. А Управление Главсевморпути вошло в состав вновь созданного Министерства морского флота уже в довольно усечённом формате. Оно и понятно —не может ведомство быть крупнее самого мини стерства — кто позволит?! Начиная с этого вре мени, Главсевморпуть начал быстро терять свои позиции. И. Д. Папанин оказался «не у дел». Мно гие функции бывшего «привилегированного и лю бимого» в верхах Главка были переданы в другие министерства и ведомства, в частности: геологии, гражданской авиации. Промышленные структуры арктического гиганта начали быстро, часто не оправданно и неразборчиво, «растаскивать» по принципу: «Не зевай, Фомка, пока ярмарка!». В конце пятидесятых годов Министерство мор ского флота уже своим ведомственным приказом перевело все структуры Главсевморпути в статус некоего контрольно-наблюдательного органа в ранге: Администрация Северного морского пути. Теперь это стало чисто столичное, насквозь кан К. Н. Чубаков целярское, чиновное ведомство. Наконец, в 1964 году Главное управление Севморпути, точнее, всё, что от него осталось, было окончательно упразд нено, а его «наследство» передали в отдел морских ледовых операций Главного управления морепла вания Министерства морского флота. Однако следует отметить, что заданные в своё время этой системой темп, настрой, размах, стремление к совершенствованию и дальнейшему развитию арктического судоходства и заполярного прибрежного обустройства продолжались до конца 80-х годов прошлого столетия. Всё это ещё держалось благодаря огромным усилиям, энергии, целенаправленности на сохранение и дальнейшее развитие арктического мореплавания, которое за давал и поддерживал начальник Администрации Севморпути, ныне покойный, Кирилл Николае вич Чубаков —отважный моряк, профессионал, капитан дальнего плавания, великолепный адми нистратор с ярко выраженными лидерскими за датками и, вообще, прекрасный, жизнелюбивый, общительный человек —вечная ему память. Нам, молодым в своё время морякам, довелось, по счастливилось работать на дизель-электроходе «Лена» в первых Антарктических экспедициях под непосредственным руководством старшего по мощника капитана К. Н. Чубакова. И мы все со хранили о нём самые благодарные, тёплые, ис кренне братские воспоминания. Да, почти 60 лет этот суровый, временами за предельно трудный путь вдоль всего побережья Сибири был главной национальной коммуника
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz