Селиверстов, Л. С. Арктика и Главсевморпуть // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 13-20.

18 ГЛАВСЕВМОРПУТЬ: ЕГО ГЕРОИ И ТВОРЦЫ И. Д. Папанин оправданные, сокращения многих министерств и ведомств, действительно изрядно «раздутых» в во­ енное и, особенно в первые послевоенные годы (ну, всем «боевым, заслуженным» и пр. хотелось получать высокие посты и почётные, но необре­ менительные должности), произошли большие изменения и в структурах Главсевморпути. Это огромное, многоплановое, специфичное объединение было включено в состав Мини­ стерства морского и речного флотов. В конце 1954 года единое Министерство, в свою очередь, разде­ лилось на два: морского и речного флотов. А Управление Главсевморпути вошло в состав вновь созданного Министерства морского флота уже в довольно усечённом формате. Оно и понятно —не может ведомство быть крупнее самого мини­ стерства — кто позволит?! Начиная с этого вре­ мени, Главсевморпуть начал быстро терять свои позиции. И. Д. Папанин оказался «не у дел». Мно­ гие функции бывшего «привилегированного и лю­ бимого» в верхах Главка были переданы в другие министерства и ведомства, в частности: геологии, гражданской авиации. Промышленные структуры арктического гиганта начали быстро, часто не­ оправданно и неразборчиво, «растаскивать» по принципу: «Не зевай, Фомка, пока ярмарка!». В конце пятидесятых годов Министерство мор­ ского флота уже своим ведомственным приказом перевело все структуры Главсевморпути в статус некоего контрольно-наблюдательного органа в ранге: Администрация Северного морского пути. Теперь это стало чисто столичное, насквозь кан­ К. Н. Чубаков целярское, чиновное ведомство. Наконец, в 1964 году Главное управление Севморпути, точнее, всё, что от него осталось, было окончательно упразд­ нено, а его «наследство» передали в отдел морских ледовых операций Главного управления морепла­ вания Министерства морского флота. Однако следует отметить, что заданные в своё время этой системой темп, настрой, размах, стремление к совершенствованию и дальнейшему развитию арктического судоходства и заполярного прибрежного обустройства продолжались до конца 80-х годов прошлого столетия. Всё это ещё держалось благодаря огромным усилиям, энергии, целенаправленности на сохранение и дальнейшее развитие арктического мореплавания, которое за­ давал и поддерживал начальник Администрации Севморпути, ныне покойный, Кирилл Николае­ вич Чубаков —отважный моряк, профессионал, капитан дальнего плавания, великолепный адми­ нистратор с ярко выраженными лидерскими за­ датками и, вообще, прекрасный, жизнелюбивый, общительный человек —вечная ему память. Нам, молодым в своё время морякам, довелось, по­ счастливилось работать на дизель-электроходе «Лена» в первых Антарктических экспедициях под непосредственным руководством старшего по­ мощника капитана К. Н. Чубакова. И мы все со­ хранили о нём самые благодарные, тёплые, ис­ кренне братские воспоминания. Да, почти 60 лет этот суровый, временами за­ предельно трудный путь вдоль всего побережья Сибири был главной национальной коммуника

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz