Селиверстов, Л. С. Арктика и Главсевморпуть // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 13-20.
Л. С. Селивёрстов. АРКТИКА И ГЛАВСЕВМОРПУТЬ 17 Однако начавшаяся в 1941 году Великая Отечест венная война внесла в деятельность этого Главка новые, неожиданные и очень трудные направления и задачи. Приостановилось строительство новых ледоколов и транспортов, многие ледокольно транспортные суда были «мобилизованы» —пере даны вместе с экипажами в ведение Северного Военно-морского флота. Кардинально измени лись характер и направления перевозок по трас сам Северного морского пути. И тем не менее, несмотря на целый ряд нерешенных до конца про блем и кардинальных изменений в самой струк туре Главсевморпути, эффективность и жизнен ность этого ведомства убедительно проявились в суровые военные годы. Нельзя не отметить, что военная обстановка, особенно на Северном во- енно-морском театре, по-своему усилила роль Главсевморпути. Да иначе и быть не могло — на трассе резко увеличился грузопоток, особенно с Дальнего Востока, а также из внутренних районов Сибири. Отсюда шли продовольственные грузы, лес, металл, уголь. Многие ледокольно-транс- портные суда и их экипажи всю войну достойно несли службу в качестве сторожевых кораблей на арктических фронтовых коммуникациях. Система Главсевморпути, еще более сплочен ная и возмужавшая в годы военной страды, активно продолжала свою деятельность и в после военный период: в конце сороковых — начале пятидесятых. Сосредоточение больших сил и средств в системе ГУСМП обеспечивало, на сколько это было позволительно в те суровые послевоенные годы, дальнейшее освоение и обу стройство арктических окраин страны. Кстати, в конце сороковых годов были приняты важные правительственные планы по расширению гидро графических и научно-исследовательских работ на самой трассе Севморпути, планы строительства новых серий ледоколов и транспортных судов, а также обширные проекты восстановления и строительства новых промышленных предприятий лесной, рыбной, угледобывающей промышленно сти. Тогда же начали вводиться в строй рудники и комбинаты по добыче и переработке цветных ме таллов, золотодобывающие прииски, месторож дения руд стратегического назначения. На трассы Северного морского пути начали вы ходить капитально отремонтированные и пере оборудованные ледоколы и транспортные суда. Вся система Главсевморпути была в тот после военный восстановительный период на большом подъёме. Справедливости ради, заметим, что большую работу всего Главка в то время проводил и направлял начальник Главсевморпути Иван Дмитриевич Папанин. Контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, почётный полярник, го рячий патриот Арктики и активный государствен ный деятель он пользовался большим авторитетом и заслуженным доверием в высших партийных и государственных органах власти. Это, надобно сказать, играло в те поры очень большую роль. А организация и структура Главсевморпути в тот период была действительно отлажена велико лепно. Славные деловые традиции продолжались еще со времён первого начальника Севморпути О. Ю. Шмидта, возглавлявшего этот огромный го сударственный Главк в 1932—1939 годах. После того, как Отто Юльевич был избран вице-прези дентом Академии наук Советского Союза, Управ ление Главсевморпути возглавил И. Д. Папанин. И многие положительные традиции в деятельно сти Главка сохранялись и строго поддерживались. Например, было заведено, что после каждой арктической навигации проводились расширен ные итоговые совещания, обычно в Ленинграде, на которых обстоятельно и критично обсуждались итоги навигации. По многочисленным свидетель ствам участников совещаний там нередко про исходили «жаркие схватки» представителей раз личных уровней —от полярных капитанов до ми нистров и секретарей обкомов, крайкомов и даже Центрального Комитета КПСС. А тон этим твор ческим дискуссиям, как правило, задавал «хозяин Арктики» —И. Д. Папанин. По свидетельствам участников, эти совещания отличались широкими, компетентными обсужде ниями большого круга вопросов, касающихся не посредственной деятельности всей арктической структуры. В них участвовали опытные специали сты-профессионалы: арктические капитаны, по лярные лётчики, гидрографы, учёные —исследо ватели Арктики, снабженцы, строители и ответ ственные руководители правительственного и государственного уровня. И не было чиновного люда, как правило, равнодушного к делам и про блемам Арктики, но способного «замотать» любое живое, ответственное дело. Однако шло время, в стране стало многое ме няться и, к сожалению, не всё в лучшем направле нии. В 1953 году, когда начались, в принципе Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz