Селиверстов, Л. С. Арктика и Главсевморпуть // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 13-20.

Л. С. Селивёрстов. АРКТИКА И ГЛАВСЕВМОРПУТЬ 17 Однако начавшаяся в 1941 году Великая Отечест­ венная война внесла в деятельность этого Главка новые, неожиданные и очень трудные направления и задачи. Приостановилось строительство новых ледоколов и транспортов, многие ледокольно­ транспортные суда были «мобилизованы» —пере­ даны вместе с экипажами в ведение Северного Военно-морского флота. Кардинально измени­ лись характер и направления перевозок по трас­ сам Северного морского пути. И тем не менее, несмотря на целый ряд нерешенных до конца про­ блем и кардинальных изменений в самой струк­ туре Главсевморпути, эффективность и жизнен­ ность этого ведомства убедительно проявились в суровые военные годы. Нельзя не отметить, что военная обстановка, особенно на Северном во- енно-морском театре, по-своему усилила роль Главсевморпути. Да иначе и быть не могло — на трассе резко увеличился грузопоток, особенно с Дальнего Востока, а также из внутренних районов Сибири. Отсюда шли продовольственные грузы, лес, металл, уголь. Многие ледокольно-транс- портные суда и их экипажи всю войну достойно несли службу в качестве сторожевых кораблей на арктических фронтовых коммуникациях. Система Главсевморпути, еще более сплочен­ ная и возмужавшая в годы военной страды, активно продолжала свою деятельность и в после­ военный период: в конце сороковых — начале пятидесятых. Сосредоточение больших сил и средств в системе ГУСМП обеспечивало, на­ сколько это было позволительно в те суровые послевоенные годы, дальнейшее освоение и обу­ стройство арктических окраин страны. Кстати, в конце сороковых годов были приняты важные правительственные планы по расширению гидро­ графических и научно-исследовательских работ на самой трассе Севморпути, планы строительства новых серий ледоколов и транспортных судов, а также обширные проекты восстановления и строительства новых промышленных предприятий лесной, рыбной, угледобывающей промышленно­ сти. Тогда же начали вводиться в строй рудники и комбинаты по добыче и переработке цветных ме­ таллов, золотодобывающие прииски, месторож­ дения руд стратегического назначения. На трассы Северного морского пути начали вы­ ходить капитально отремонтированные и пере­ оборудованные ледоколы и транспортные суда. Вся система Главсевморпути была в тот после­ военный восстановительный период на большом подъёме. Справедливости ради, заметим, что большую работу всего Главка в то время проводил и направлял начальник Главсевморпути Иван Дмитриевич Папанин. Контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, почётный полярник, го­ рячий патриот Арктики и активный государствен­ ный деятель он пользовался большим авторитетом и заслуженным доверием в высших партийных и государственных органах власти. Это, надобно сказать, играло в те поры очень большую роль. А организация и структура Главсевморпути в тот период была действительно отлажена велико­ лепно. Славные деловые традиции продолжались еще со времён первого начальника Севморпути О. Ю. Шмидта, возглавлявшего этот огромный го­ сударственный Главк в 1932—1939 годах. После того, как Отто Юльевич был избран вице-прези­ дентом Академии наук Советского Союза, Управ­ ление Главсевморпути возглавил И. Д. Папанин. И многие положительные традиции в деятельно­ сти Главка сохранялись и строго поддерживались. Например, было заведено, что после каждой арктической навигации проводились расширен­ ные итоговые совещания, обычно в Ленинграде, на которых обстоятельно и критично обсуждались итоги навигации. По многочисленным свидетель­ ствам участников совещаний там нередко про­ исходили «жаркие схватки» представителей раз­ личных уровней —от полярных капитанов до ми­ нистров и секретарей обкомов, крайкомов и даже Центрального Комитета КПСС. А тон этим твор­ ческим дискуссиям, как правило, задавал «хозяин Арктики» —И. Д. Папанин. По свидетельствам участников, эти совещания отличались широкими, компетентными обсужде­ ниями большого круга вопросов, касающихся не­ посредственной деятельности всей арктической структуры. В них участвовали опытные специали­ сты-профессионалы: арктические капитаны, по­ лярные лётчики, гидрографы, учёные —исследо­ ватели Арктики, снабженцы, строители и ответ­ ственные руководители правительственного и государственного уровня. И не было чиновного люда, как правило, равнодушного к делам и про­ блемам Арктики, но способного «замотать» любое живое, ответственное дело. Однако шло время, в стране стало многое ме­ няться и, к сожалению, не всё в лучшем направле­ нии. В 1953 году, когда начались, в принципе Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz