Селиверстов, Л. С. Арктика и Главсевморпуть // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 13-20.
16 ГЛАВСЕВМОРПУТЬ: ЕГО ГЕРОИ И ТВОРЦЫ Новосибирских островов, были вовлечены в ледовый дрейф, уносивший их в центральный Арктический бассейн, что было чрезвычайно опасно. Только под конец арктической навигации 1938 года в результате поистине героической работы огромного коллектива моряков все зи мовавшие суда и ледоколы, кроме парохода «Г. Седов», были освобождены и выведены на запад. Главную роль в освобождении большинства зимовавших судов сыграл легендарный «Ермак». А Пароход «Г. Седов» с повреждённым рулевым устройством совершил вынужденный знаменитый дрейф через центральную часть Северного Ледо витого океана. Но это уже отдельная, очень инте ресная тема. Да, арктическая ледовая эпопея 1937/38 годов была, пожалуй, одной из самых трудных исторических страниц в деятельности Главного управления Северного морского пути. Безусловно, были тогда крупные просчёты и на правительственном уровне в части практической деятельности этого, вновь созданного и не вполне освоившегося со своими задачами государствен ного Главка. Даже краткое перечисление его функ ций поражает воображение немыслимым разно образием сфер деятельности. Вот наиболее зна чимые: создать в наиболее приемлемых местах угольные базы, произвести элементарное порто вое оборудование, организовать в нескольких арк тических пунктах самолётные базы для ледовых разведок, разработать тип ледоколов, необходи мых СМП, разработать план аэрофотосъёмки по бережья Ледовитого океана и исправления карт. Передавались в ведомство Главсевморпути строительство портов и портопунктов, предприя тий деревянного судостроения и судоремонтных заводов, промышленных рудников, отраслей рыбной и зверобойной промышленности, обес печение техническим снабжением, продоволь ствием, создание торговой и заготовительной си стем, подготовкой кадров и многое другое. Не очень понятна была позиция начальника Главсевморпути О. Ю. Шмидта. Учёный с мировым именем, академик, блестящий администратор и ор ганизатор производства Отго Юльевич, вероятно, понимал, что создаваемая система становилась гро моздкой и реально неуправляемой. Эта гигантская ноша была «неподъёмна». Разумеется, этот выдаю щийся государственный деятель, горячий патриот своей развивающейся страны и особенно её север ных богатейших окраин хотел сделать как можно больше, быстрее, лучше. Но, как вскоре выясни лось... есть и пределы возможного. Результаты этого не очень внятного увлечения всем и сейчас быстро начали сказываться. После сокрушительного провала арктической навигации 1937 года, подведения итогов и результатов работы подведомственных Главку отраслевых ведомств начался активный «откат». Понимая, что валовое, непродуманное расширение системы идёт вразрез с ранее сформулированными замыслами, которые были изложены в первоначальном проекте органи зации Главка, созданного в 1932 году О. Ю. Шмид том и его соратниками, правительство и нарко маты начали столь же активный процесс раз укрупнения Главсевморпути или, как принято говорить на чиновном языке, освобождение его от несвойственных функций. И надо отдать долж ное оперативности Совнаркома, который принял целый ряд постановлений, направленных на устранение допущенных ошибок. В этих постановлениях было указано руковод ству Главсевморпути на необходимость сосредото чить основное внимание на выполнение главной задачи —превращение Северного морского пути в надёжно действующую транспортную магист раль. Были созданы два морских арктических па роходства Главсевморпути: одно — в Мурманске, другое — во Владивостоке. Тут следует добавить, что разукрупнение этой чрезвычайно громоздкой системы шло значительно быстрее и проще, нежели её создание. Большинство ведомств, от раслей, предприятий были возвращены в прежние структуры —наркоматы и объединения. Главсев- морпуть даже кое-что потерял из того, что ему было необходимо. Перестройки, как оказалось, без потерь не проходят. И всё же был достигнут главный результат. В итоговом решении говорилось: «Превратить к концу третей пятилетки (1942 год) Северный мор ской путь в нормально действующую водную магистраль, обеспечивающую планомерную связь с Дальним Востоком» (Белов, 1969. С. 103). С этих пор Главсевморпуть стал действовать как транс портная отрасль, специализирующаяся на освое нии, развитии, обустройстве и эксплуатации морских и речных путей Арктики. Это были ре альные и достойные шаги на государственном уровне, которые в конечном результате привели к весьма положительным результатам в освоении Арктики.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz