Селиверстов, Л. С. Арктика и Главсевморпуть // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 13-20.
Л. С. Селиверстов. АРКТИКА И ГЛАВСЕВМОРПУТЬ 15 О. Ю. Шмидт Кроме того, определённую «эйфорию» о мни мых успехах ГУ СМП внесли весьма благопри ятные ледовые условия в арктические навигации 1935—1936 годов, которые позволили выполнить большой объём транспортных и научно-исследо- вательских работ в Арктике, в том числе и в высоких широтах Баренцева и Карского морей. У отдельных руководителей Севморпути стало складываться необоснованное убеждение, что Се верный морской путь отныне существует как по стоянно действующая, надёжная транспортная магистраль. Эта атмосфера некоторой самоуве ренности и беспричинной успокоенности привела к печальным итогам арктической навигации 1937 года. Тогда в различных районах арктических морей, порою на самых неблагополучных в ледо вом отношении участках, остались на зимовку 25 транспортных судов и почти весь ледокольный флот. Это был беспрецедентный случай за весь предыдущий (хотя и весьма непродолжительный!) период работы флота в Арктике. К концу арктической навигации 1937 года на просторах арктических морей сложилась довольно драматическая картина. В море Лаптевых и про ливе Вилькицкого вынуждены были остаться на зимовку 17 судов, на которых находилось более 500 моряков —членов экипажей. Все зимующие суда несколько условно сводились в три группы. Первая группа судов во главе с ледорезом «Ф. Литке» сравнительно спокойно отстоялась в бухте Солнечная, что на южном берегу острова Большевик в архипелаге Северная Земля. Г. А. Ушаков А вот группа судов во главе с ледоколом «Ленин» оказалась в очень сложной ситуации. Ка раван остановился на зимовку в северной части Хатангского залива из расчёта, что зимой тут будет стабильный припай и стоянка должна быть спо койной. Но расчёт оказался неверным. В конце ноября под воздействием сильных и продолжи тельных южных ветров лёд в северной части за лива взломало, и суда вынесло в море Лаптевых. Начался ледовый арктический дрейф судов кара вана, доставивший много неприятностей моря кам. Этот дрейф продолжался до августа следую щей навигации 1938 года, когда, наконец, суда освободились из ледового плена. Ещё в начале дрейфа суда разъединило и понесло по разным на правлениям. Зимовка оказалась запредельно труд ной. Не хватало топлива, были проблемы с тёплой одеждой, продовольствием —суда не были готовы к зимовке в арктических льдах. Дрейф сопровож дался частыми и опасно сильными сжатиями льдов. В результате один из зимовавших парохо дов «Рабочий» был раздавлен ледовым валом и погиб. Экипаж удалось перевести на дрейфовав ший невдалеке пароход «Камчадал» — никто из моряков не пострадал. Эта катастрофа произошла 23 января 1938 года в разгар полярной ночи, при морозе -32°. И всё же моряки зимовавших судов с честью вышли из этой очень опасной ситуации. А третья группа судов оказалась в ещё более сложном положении. Три ледокольно-транспорт ных судна: «Садко», «Малыгин» и «Г. Седов», вмёрзшие в лёд осенью 1937 года северо-западнее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz