Селиверстов, Л. С. Арктика и Главсевморпуть // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 13-20.

Л. С. Селиверстов. АРКТИКА И ГЛАВСЕВМОРПУТЬ 15 О. Ю. Шмидт Кроме того, определённую «эйфорию» о мни­ мых успехах ГУ СМП внесли весьма благопри­ ятные ледовые условия в арктические навигации 1935—1936 годов, которые позволили выполнить большой объём транспортных и научно-исследо- вательских работ в Арктике, в том числе и в высоких широтах Баренцева и Карского морей. У отдельных руководителей Севморпути стало складываться необоснованное убеждение, что Се­ верный морской путь отныне существует как по­ стоянно действующая, надёжная транспортная магистраль. Эта атмосфера некоторой самоуве­ ренности и беспричинной успокоенности привела к печальным итогам арктической навигации 1937 года. Тогда в различных районах арктических морей, порою на самых неблагополучных в ледо­ вом отношении участках, остались на зимовку 25 транспортных судов и почти весь ледокольный флот. Это был беспрецедентный случай за весь предыдущий (хотя и весьма непродолжительный!) период работы флота в Арктике. К концу арктической навигации 1937 года на просторах арктических морей сложилась довольно драматическая картина. В море Лаптевых и про­ ливе Вилькицкого вынуждены были остаться на зимовку 17 судов, на которых находилось более 500 моряков —членов экипажей. Все зимующие суда несколько условно сводились в три группы. Первая группа судов во главе с ледорезом «Ф. Литке» сравнительно спокойно отстоялась в бухте Солнечная, что на южном берегу острова Большевик в архипелаге Северная Земля. Г. А. Ушаков А вот группа судов во главе с ледоколом «Ленин» оказалась в очень сложной ситуации. Ка­ раван остановился на зимовку в северной части Хатангского залива из расчёта, что зимой тут будет стабильный припай и стоянка должна быть спо­ койной. Но расчёт оказался неверным. В конце ноября под воздействием сильных и продолжи­ тельных южных ветров лёд в северной части за­ лива взломало, и суда вынесло в море Лаптевых. Начался ледовый арктический дрейф судов кара­ вана, доставивший много неприятностей моря­ кам. Этот дрейф продолжался до августа следую­ щей навигации 1938 года, когда, наконец, суда освободились из ледового плена. Ещё в начале дрейфа суда разъединило и понесло по разным на­ правлениям. Зимовка оказалась запредельно труд­ ной. Не хватало топлива, были проблемы с тёплой одеждой, продовольствием —суда не были готовы к зимовке в арктических льдах. Дрейф сопровож­ дался частыми и опасно сильными сжатиями льдов. В результате один из зимовавших парохо­ дов «Рабочий» был раздавлен ледовым валом и погиб. Экипаж удалось перевести на дрейфовав­ ший невдалеке пароход «Камчадал» — никто из моряков не пострадал. Эта катастрофа произошла 23 января 1938 года в разгар полярной ночи, при морозе -32°. И всё же моряки зимовавших судов с честью вышли из этой очень опасной ситуации. А третья группа судов оказалась в ещё более сложном положении. Три ледокольно-транспорт­ ных судна: «Садко», «Малыгин» и «Г. Седов», вмёрзшие в лёд осенью 1937 года северо-западнее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz