Селиверстов, Л. С. Арктика и Главсевморпуть // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 13-20.

14 ГЛАВСЕВМОРПУТЬ: ЕГО ГЕРОИ И ТВОРЦЫ вов до выхода в Тихий океан, соответственно, на­ чалось активное развитие, освоение и обустрой­ ство северных окраин страны — гигантского по­ бережного края, фасада России. Главное управление Северного морского пути, это сугубо специализированное объединение, было задумано и сформировано как единый транспортный и хозяйственный орган, обязанный проводить согласованную и сбалансированную государственную политику в области промыш­ ленности, транспорта, торговли и культуры на огромной территории Северного края. Разуме­ ется, предпосылки создания этого мощного объе­ динения закладывались и составлялись не один год и даже не одно десятилетие. Правительственное постановление о создании Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП) включало, в частности, десять раз­ делов. Первый. Создать при Совете Народных Комис­ саров СССР Главное управление Северного мор­ ского пути. Второй. Закрепить окончательное проложение Северного морского пути от Белого моря до Бе­ рингова пролива, обеспечить безопасность плава­ ния на этом пути и оборудование его. Третий. Передать в ведение ГУ СМП все суще­ ствующие научные, метео- и радиостанции, рас­ положенные на побережье и островах Северного Ледовитого океана согласно прилагаемому списку. Четвёртый. Поручить ГУ СМП развить и ре­ конструировать эту сеть таким образом, чтобы в 1933 году были закончены работы первой очереди, необходимые для открытия плавания по Севмор- пути. Пятый. Передать в ведение ГУ СМП Арктиче­ ский институт, с тем, чтобы исследование Сев- морпути было основным стержнем его научной работы. Шестой. Передать ГУ СМП ледоколы: «Кра­ син», «Ермак», «Ленин», ледорез «Ф. Литке», ле­ докольные пароходы: «А. Сибиряков», «Таймыр», «Г. Седов», «Малыгин», «Вл. Русанов« и подлежа­ щий поднятию «Садко». Кроме того, передать по списку зверобойные суда, шхуны, гидрографиче­ ские и научно-исследовательские суда. Седьмой. Предрешить передачу ГУ СМП не­ обходимых судов ледокольного типа для обследо­ вания берегов, организации каботажа, погру­ зочно-разгрузочных работ. О количестве и типе передаваемых судов договориться ГУ СМП с Нар- комводом. Восьмой. Поручить ГУ СМП образовать в не­ обходимых местах угольные базы и произвести элементарное портовое оборудование. Девятый. Поручить ГУ СМП образовать в не­ обходимых местах самолётные базы для посто­ янных наблюдений за льдами и содействия в про­ водках арктических караванов, а в необходимых случаях —отдельных судов. Десятый. Поручить ГУ СМП разработать тип ледоколов, необходимых для Северного морского пути. Таким образом, правительство своими реше­ ниями от 17 и 20 декабря 1932 года создало единый орган — Главк по управлению всеми делами на Севере. Начальником Главсевморпути был назна­ чен О. Ю. Шмидт. Его заместителями стали С. С. Иоффе и Г. А. Ушаков. Вновь созданное Управление получило огромные полномочия. Главсевморпуть, как стали называть всю эту си­ стему, получил в своё распоряжение и управление практически весь ледокольно-транспортный флот и все ледоколы, а также речные суда, порты и пор- топункты от Кольского полуострова до Владиво­ стока. Кроме того, в его подчинение вошли гидро­ графическая служба и полярная авиация. Это по оценкам специалистов-профессионалов был по­ ложительный фактор —всё мореходное хозяйство Севера в одной системе. Но, к большому сожалению, с первых же лет его существования на это Управление активно начали «навешивать» многочисленные, совершенно не свойственные ему функции: организацию и соз­ дание разнообразных отраслей промышленности, торговлю, эксплуатацию природных ресурсов, хозяйственное и культурное обслуживание север­ ных территорий и даже подготовку национальных кадров различных профессий. Понятно, что весь этот неуёмный управленче­ ский ажиотаж привёл к весьма печальным результа­ там. Главное управление Севморпути стало уделять всё меньше внимания своей основной и главнейшей задаче — развитию Северного морского пути в надежно действующую транспортную магистраль. Этому бестолково-бурному, бесшабашному расши­ рению административно-управленческих функций Главка не смогли противостоять даже такие бли­ стательные руководители и организаторы произ­ водств, какими были О. Ю. Шмидт и С. С. Иоффе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz