Селиверстов, Л. С. Арктика и Главсевморпуть // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 13-20.
14 ГЛАВСЕВМОРПУТЬ: ЕГО ГЕРОИ И ТВОРЦЫ вов до выхода в Тихий океан, соответственно, на чалось активное развитие, освоение и обустрой ство северных окраин страны — гигантского по бережного края, фасада России. Главное управление Северного морского пути, это сугубо специализированное объединение, было задумано и сформировано как единый транспортный и хозяйственный орган, обязанный проводить согласованную и сбалансированную государственную политику в области промыш ленности, транспорта, торговли и культуры на огромной территории Северного края. Разуме ется, предпосылки создания этого мощного объе динения закладывались и составлялись не один год и даже не одно десятилетие. Правительственное постановление о создании Главного управления Северного морского пути (ГУ СМП) включало, в частности, десять раз делов. Первый. Создать при Совете Народных Комис саров СССР Главное управление Северного мор ского пути. Второй. Закрепить окончательное проложение Северного морского пути от Белого моря до Бе рингова пролива, обеспечить безопасность плава ния на этом пути и оборудование его. Третий. Передать в ведение ГУ СМП все суще ствующие научные, метео- и радиостанции, рас положенные на побережье и островах Северного Ледовитого океана согласно прилагаемому списку. Четвёртый. Поручить ГУ СМП развить и ре конструировать эту сеть таким образом, чтобы в 1933 году были закончены работы первой очереди, необходимые для открытия плавания по Севмор- пути. Пятый. Передать в ведение ГУ СМП Арктиче ский институт, с тем, чтобы исследование Сев- морпути было основным стержнем его научной работы. Шестой. Передать ГУ СМП ледоколы: «Кра син», «Ермак», «Ленин», ледорез «Ф. Литке», ле докольные пароходы: «А. Сибиряков», «Таймыр», «Г. Седов», «Малыгин», «Вл. Русанов« и подлежа щий поднятию «Садко». Кроме того, передать по списку зверобойные суда, шхуны, гидрографиче ские и научно-исследовательские суда. Седьмой. Предрешить передачу ГУ СМП не обходимых судов ледокольного типа для обследо вания берегов, организации каботажа, погру зочно-разгрузочных работ. О количестве и типе передаваемых судов договориться ГУ СМП с Нар- комводом. Восьмой. Поручить ГУ СМП образовать в не обходимых местах угольные базы и произвести элементарное портовое оборудование. Девятый. Поручить ГУ СМП образовать в не обходимых местах самолётные базы для посто янных наблюдений за льдами и содействия в про водках арктических караванов, а в необходимых случаях —отдельных судов. Десятый. Поручить ГУ СМП разработать тип ледоколов, необходимых для Северного морского пути. Таким образом, правительство своими реше ниями от 17 и 20 декабря 1932 года создало единый орган — Главк по управлению всеми делами на Севере. Начальником Главсевморпути был назна чен О. Ю. Шмидт. Его заместителями стали С. С. Иоффе и Г. А. Ушаков. Вновь созданное Управление получило огромные полномочия. Главсевморпуть, как стали называть всю эту си стему, получил в своё распоряжение и управление практически весь ледокольно-транспортный флот и все ледоколы, а также речные суда, порты и пор- топункты от Кольского полуострова до Владиво стока. Кроме того, в его подчинение вошли гидро графическая служба и полярная авиация. Это по оценкам специалистов-профессионалов был по ложительный фактор —всё мореходное хозяйство Севера в одной системе. Но, к большому сожалению, с первых же лет его существования на это Управление активно начали «навешивать» многочисленные, совершенно не свойственные ему функции: организацию и соз дание разнообразных отраслей промышленности, торговлю, эксплуатацию природных ресурсов, хозяйственное и культурное обслуживание север ных территорий и даже подготовку национальных кадров различных профессий. Понятно, что весь этот неуёмный управленче ский ажиотаж привёл к весьма печальным результа там. Главное управление Севморпути стало уделять всё меньше внимания своей основной и главнейшей задаче — развитию Северного морского пути в надежно действующую транспортную магистраль. Этому бестолково-бурному, бесшабашному расши рению административно-управленческих функций Главка не смогли противостоять даже такие бли стательные руководители и организаторы произ водств, какими были О. Ю. Шмидт и С. С. Иоффе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz