Селиверстов, Л. С. Арктика и Главсевморпуть // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 13-20.
л.с. Арктика иГлаВсебморпуть А рктика! Северный Ледовитый океан, побе режья и шельфы арктических морей, ар хипелаги, острова — звучит ёмко, порою таинственно и несколько сурово. С другой сто роны, это гигантское побережье Евразийского ма терика —богатейшие российские территории. Ве ликий русский учёный и горячий патриот освое ния и развития Северных окраин России профессор Д. И. Менделеев как-то сказал: «У Рос сии так много берегов Ледовитого океана, что нашу страну справедливо называют лежащей у берегов этого океана». На протяжении нескольких столетий отважные русские люди стремились на северо-восток к не обозримым просторам и неизведанным богат ствам Сибири. Мысль об открытии морского пути вдоль сибирских берегов для плавания в Тихий океан (в Китай и Ост-Индию!) волновала умы учё ных, полярных исследователей, моряков. Десятки экспедиций снаряжались для изучения бассейна Северного Ледовитого океана и его побережий. Однако в силу разных причин проложить реально трансарктический водный путь, соединяющий бассейны Атлантического и Тихого океанов, уда лось только в начале 30-х годов прошлого столетия. После первого плавания парохода «А. Сибиря ков» в 1932 году по всей трассе от Архангельска до Берингова пролива в одну навигацию эта гигант ская система —Северный морской путь — прак тически открылась для сквозного плавания. Этот знаменательный поход подвёл итог предшествую щих трудов нескольких поколений моряков- полярников и одновременно открыл новую эру в дальнейшем развитии морского сибирского пути, а правительство Союза ССР закрепило дирек тивно эти выдающиеся результаты. 17 декабря 1932 года состоялось правитель ственное Постановление об образовании Главного управления Северного морского пути. Был создан специальный государственный орган по руковод ству мореплаванием и исследованиями в Арктике. Перед ним была поставлена основная задача: «Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, обору довать этот путь, держать его в исправном состоя нии, обеспечить безопасность плавания по этому пути». Да, одно предложение —целая программа госу дарственного масштаба более, чем на полстолетие. Ничего не скажешь — были профессионалы, умевшие формулировать великолепные про граммы и, что самое главное, — претворять их в жизнь. Это были истинные патриоты своей страны, исследователи её богатейших северных окраин, люди светлого ума, яркого организатор ского таланта и широкого, государственного мышления. С этого важного правительственного решения и началось плановое, активное освоение гигант ской трансарктической водной системы, соеди нившей бассейны трёх океанов. А магистраль, именовавшаяся ранее как Северо-Восточный проход, получила звучное и гордое название: Се верный морской путь. С открытием регулярного плавания ледокольно-транспортных судов прак тически по всей трассе от Новоземельских проли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz