Селиверстов, Л. С. Арктика и Главсевморпуть // Наука и бизнес на Мурмане. - 2013. - № 1 (74). - С. 13-20.

л.с. Арктика иГлаВсебморпуть А рктика! Северный Ледовитый океан, побе­ режья и шельфы арктических морей, ар­ хипелаги, острова — звучит ёмко, порою таинственно и несколько сурово. С другой сто­ роны, это гигантское побережье Евразийского ма­ терика —богатейшие российские территории. Ве­ ликий русский учёный и горячий патриот освое­ ния и развития Северных окраин России профессор Д. И. Менделеев как-то сказал: «У Рос­ сии так много берегов Ледовитого океана, что нашу страну справедливо называют лежащей у берегов этого океана». На протяжении нескольких столетий отважные русские люди стремились на северо-восток к не­ обозримым просторам и неизведанным богат­ ствам Сибири. Мысль об открытии морского пути вдоль сибирских берегов для плавания в Тихий океан (в Китай и Ост-Индию!) волновала умы учё­ ных, полярных исследователей, моряков. Десятки экспедиций снаряжались для изучения бассейна Северного Ледовитого океана и его побережий. Однако в силу разных причин проложить реально трансарктический водный путь, соединяющий бассейны Атлантического и Тихого океанов, уда­ лось только в начале 30-х годов прошлого столетия. После первого плавания парохода «А. Сибиря­ ков» в 1932 году по всей трассе от Архангельска до Берингова пролива в одну навигацию эта гигант­ ская система —Северный морской путь — прак­ тически открылась для сквозного плавания. Этот знаменательный поход подвёл итог предшествую­ щих трудов нескольких поколений моряков- полярников и одновременно открыл новую эру в дальнейшем развитии морского сибирского пути, а правительство Союза ССР закрепило дирек­ тивно эти выдающиеся результаты. 17 декабря 1932 года состоялось правитель­ ственное Постановление об образовании Главного управления Северного морского пути. Был создан специальный государственный орган по руковод­ ству мореплаванием и исследованиями в Арктике. Перед ним была поставлена основная задача: «Проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, обору­ довать этот путь, держать его в исправном состоя­ нии, обеспечить безопасность плавания по этому пути». Да, одно предложение —целая программа госу­ дарственного масштаба более, чем на полстолетие. Ничего не скажешь — были профессионалы, умевшие формулировать великолепные про­ граммы и, что самое главное, — претворять их в жизнь. Это были истинные патриоты своей страны, исследователи её богатейших северных окраин, люди светлого ума, яркого организатор­ ского таланта и широкого, государственного мышления. С этого важного правительственного решения и началось плановое, активное освоение гигант­ ской трансарктической водной системы, соеди­ нившей бассейны трёх океанов. А магистраль, именовавшаяся ранее как Северо-Восточный проход, получила звучное и гордое название: Се­ верный морской путь. С открытием регулярного плавания ледокольно-транспортных судов прак­ тически по всей трассе от Новоземельских проли

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz