Селивёрстов, Л. С. Мореходные традиции и народные обычаи в культуре Поморья // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - № 2 (73). - С. 5-19.
10 БЕРЕГА И ОСТРОВА КУЛЬТУРЫ создавали здесь свой неписаный порядок жизни, свои обычаи и традиции, приспосабливая их к су ровым своеобразным условиям поморского побе режного края. Они никогда и ни к кому не шли на поклон! А с другой стороны, упорный, по словам поморов - надрывный, труд многих предшествую щих поколений, требовавший постоянного муже ства и отваги, выковал особый образ жизни этих людей. Да, это была трудная, сложная, часто опас ная, материально небогатая, но чистая жизнь —до бавим мы. Предприимчивый настрой, опыт взаимодей ствия, коллективизм, привычка полагаться не на «божью волю», а на себя, на коллектив, тради ционная поморская хватка в сложных ситуациях всегда были присущи поморам —промысловикам, рыбакам, зверобоям, охотникам. Этот дух поддер живал в них чувство собственного достоинства. Они из поколения в поколение были убеждены, что их родная земля — Поморье открыта, освоена, обустроена разумом и нелёгким трудом многих предыдущих поколений морского дела старателей. О поморских обычаях, специфичных промыс ловых традициях написано немало, но многое ко нечно и потерялось. Что касается самого мореход ства, знаний навигационного характера, лоций и морской практики поморов, об этом писали с вос хищением признанные просвещённые морепла ватели. Так, известный исследователь Белого и Барен цева морей адмирал М. Ф. Рейнеке, ещё будучи начальником экспедиции в чине лейтенанта, от мечал, что бывшие у него кормщики-лоцманы по моры Новожилов и Епанчин «...не знали грамоты, но могли показать на карте любой мыс в Белом море и на Кольском полуострове». И верно —каж дый кормщик, да и просто опытный промышлен ник, знал наизусть подробности Беломорского по бережья. А вот что писал о северных поморах известный полярный исследователь профессор В. Ю. Визе: «Нужно отметить, что мореходы, посещавшие за падную часть Арктики (Баренцево и Карское моря), существенно отличались от мореходов, плававших на Востоке. На Западе это были профессиональ ные моряки-промышленники, великолепно знав шие свое дело и не боявшиеся больших морских переходов, подобных переходу от Норвегии к Шпицбергену» (Визе, 1948. С. 143). Уже Борро, английский мореплаватель, посетивший север России в 1555—1556 годах, отметил не только большое развитие русского северного мореплава ния в количественном отношении, но указал и на высокие мореходные качества русских ладей. Стоя в устье реки Кулой, Борро «ежедневно видел, как по ней спускались вниз много русских ладей, экипаж которых состоял минимально из 24 человек, доходя на больших до 30». Выходя со вместно с русскими ладьями из устья Кулоя в море, Борро мог отметить, что все «ладьи опере жали нас», вследствие чего «русские часто при спускали свои паруса и поджидали нас» (Англий ские путешественники... 1937. С. 101). Голланд цами засвидетельствовано, что в 1597 году компас был в употреблении на русских лодьях. На сравнительно высокий уровень морских знаний у западных русских мореходов-промыш- ленников и их заинтересованность в гидрографи ческом изучении морей указывает профессор Ка занского университета А. С. Савельев, писавший в середине XIX века: «Большая часть этих смельча ков имеют хорошие практические сведения о мо реходстве; компас никогда не покидает их. Упо требление карт многим из них известно как нельзя лучше. Наконец, и сами они составляют их на- глядкой (путём визуальных наблюдений), а также пишут журналы, в которые вносят описания по сещенных ими мест, замечая, хорошо или нет ста новище, при каком ветре удобнее войти в него, какой в нем прилив, каковы берега, грунт, глубина и пр. Многие из этих карт служили немалым по собием для офицеров, занимавшихся съемкою берегов Ледовитого океана и Новой Земли. В доказательство можно привести слова известного мореплавателя — адмирала Литке, который с большою похвалою отзывается о картах острова Колгуев, составленных промышленниками, го воря, что положение исследованных им берегов этого острова оказалось совершенно сходно с по ложением, изображенным на картах промышлен ников». Широкое развитие на северном побережье Рос сии, начиная с XVIII века, получила лоцманская служба. Лоцманы с давних пор объединялись в специальные лоцманские сообщества, вырабаты вали строго определённые права и обязанности, виды персональной ответственности за безопас ные методы проводки судов. Такие объединения создавались и работали в основном в крупных портах Поморья. А в небольших портопунктах и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz