Селивёрстов, Л. С. Мореходные традиции и народные обычаи в культуре Поморья // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - № 2 (73). - С. 5-19.

10 БЕРЕГА И ОСТРОВА КУЛЬТУРЫ создавали здесь свой неписаный порядок жизни, свои обычаи и традиции, приспосабливая их к су­ ровым своеобразным условиям поморского побе­ режного края. Они никогда и ни к кому не шли на поклон! А с другой стороны, упорный, по словам поморов - надрывный, труд многих предшествую­ щих поколений, требовавший постоянного муже­ ства и отваги, выковал особый образ жизни этих людей. Да, это была трудная, сложная, часто опас­ ная, материально небогатая, но чистая жизнь —до­ бавим мы. Предприимчивый настрой, опыт взаимодей­ ствия, коллективизм, привычка полагаться не на «божью волю», а на себя, на коллектив, тради­ ционная поморская хватка в сложных ситуациях всегда были присущи поморам —промысловикам, рыбакам, зверобоям, охотникам. Этот дух поддер­ живал в них чувство собственного достоинства. Они из поколения в поколение были убеждены, что их родная земля — Поморье открыта, освоена, обустроена разумом и нелёгким трудом многих предыдущих поколений морского дела старателей. О поморских обычаях, специфичных промыс­ ловых традициях написано немало, но многое ко­ нечно и потерялось. Что касается самого мореход­ ства, знаний навигационного характера, лоций и морской практики поморов, об этом писали с вос­ хищением признанные просвещённые морепла­ ватели. Так, известный исследователь Белого и Барен­ цева морей адмирал М. Ф. Рейнеке, ещё будучи начальником экспедиции в чине лейтенанта, от­ мечал, что бывшие у него кормщики-лоцманы по­ моры Новожилов и Епанчин «...не знали грамоты, но могли показать на карте любой мыс в Белом море и на Кольском полуострове». И верно —каж­ дый кормщик, да и просто опытный промышлен­ ник, знал наизусть подробности Беломорского по­ бережья. А вот что писал о северных поморах известный полярный исследователь профессор В. Ю. Визе: «Нужно отметить, что мореходы, посещавшие за­ падную часть Арктики (Баренцево и Карское моря), существенно отличались от мореходов, плававших на Востоке. На Западе это были профессиональ­ ные моряки-промышленники, великолепно знав­ шие свое дело и не боявшиеся больших морских переходов, подобных переходу от Норвегии к Шпицбергену» (Визе, 1948. С. 143). Уже Борро, английский мореплаватель, посетивший север России в 1555—1556 годах, отметил не только большое развитие русского северного мореплава­ ния в количественном отношении, но указал и на высокие мореходные качества русских ладей. Стоя в устье реки Кулой, Борро «ежедневно видел, как по ней спускались вниз много русских ладей, экипаж которых состоял минимально из 24 человек, доходя на больших до 30». Выходя со­ вместно с русскими ладьями из устья Кулоя в море, Борро мог отметить, что все «ладьи опере­ жали нас», вследствие чего «русские часто при­ спускали свои паруса и поджидали нас» (Англий­ ские путешественники... 1937. С. 101). Голланд­ цами засвидетельствовано, что в 1597 году компас был в употреблении на русских лодьях. На сравнительно высокий уровень морских знаний у западных русских мореходов-промыш- ленников и их заинтересованность в гидрографи­ ческом изучении морей указывает профессор Ка­ занского университета А. С. Савельев, писавший в середине XIX века: «Большая часть этих смельча­ ков имеют хорошие практические сведения о мо­ реходстве; компас никогда не покидает их. Упо­ требление карт многим из них известно как нельзя лучше. Наконец, и сами они составляют их на- глядкой (путём визуальных наблюдений), а также пишут журналы, в которые вносят описания по­ сещенных ими мест, замечая, хорошо или нет ста­ новище, при каком ветре удобнее войти в него, какой в нем прилив, каковы берега, грунт, глубина и пр. Многие из этих карт служили немалым по­ собием для офицеров, занимавшихся съемкою берегов Ледовитого океана и Новой Земли. В доказательство можно привести слова известного мореплавателя — адмирала Литке, который с большою похвалою отзывается о картах острова Колгуев, составленных промышленниками, го­ воря, что положение исследованных им берегов этого острова оказалось совершенно сходно с по­ ложением, изображенным на картах промышлен­ ников». Широкое развитие на северном побережье Рос­ сии, начиная с XVIII века, получила лоцманская служба. Лоцманы с давних пор объединялись в специальные лоцманские сообщества, вырабаты­ вали строго определённые права и обязанности, виды персональной ответственности за безопас­ ные методы проводки судов. Такие объединения создавались и работали в основном в крупных портах Поморья. А в небольших портопунктах и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz