Селивёрстов, Л. С. Мореходные традиции и народные обычаи в культуре Поморья // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - № 2 (73). - С. 5-19.

6 БЕРЕГА И ОСТРОВА КУЛЬТУРЫ Все члены артели-бригады по функциональным признакам делились на отдельные производ­ ственные группы. Наиболее опытные промысло­ вики это гарпунеры-стрелки, вооружённые вин­ товками. Одетые, как правило, в белые халаты для маскировки, они всегда шли впереди, отстреливая взрослых, наиболее крупных особей морского зверя. Профессия гарпунер была наиболее почёт­ ной и уважаемой среди зверобоев. За гарпунерами следовали съёмщики. Это тоже были опытные ма­ стера своего дела. В их обязанности входило све­ жевание забитого зверя. Они быстро, сноровисто снимали шкуры с жиром и сваливали в небольшие кучи. А завершали цикл Чернова —рядовые члены артели. Эти укладывали шкуры с жиром в связки (юрки) и с помощью тягловых лямок стаскивали их в общие места складирования добытого сырья. Работа трудная, рискованная, «кровавая», часто опасная - в напряжённом, как правило, непредска­ зуемом движении на зимних дрейфующих льдах. А вокруг —скопища морских зверей, которые мечутся в панике от стрельбы гарпунеров и страшных баг­ ров отчаянных зверобоев. Эта отработанная в тече­ ние веков жестокая технология добычи морского зверя выполнялась участниками промыслов без­ упречно - на берегу требовалось сырьё, промысло­ викам - заработки, обеспеченная семейная жизнь. Как гласила старинная поморская пословица: «Пола мокра, так брюхо сыто!». Другое издавна отработанное правило - расста­ новка членов экипажа в морской промысловой лодке. Нельзя было ставить молодых, не очень опытных и сравнительно слабых промышленни­ ков в носовую часть промыслового судна — «под скулу». Тут годились только крепкие, опытные и отважные. За ними шли наиболее здоровые и упорные - они главная тягловая сила, способная тащить лодку по льдам между разводьями (участ­ ками открытой воды). Ну, а «на корме» (в кормо­ вой части судна) —двое молодых или наоборот — пожилых подсобных и сам кормщик. Он как бы и не участвует в движении лодки, а зорко следит за тем, куда направлять экипаж с посудиной. Это тоже был неписанный, но нерушимый тради­ ционный закон мореходства. Больше всего у промысловиков ценились вза­ имная выручка и честность. Хозяин, не пользую­ щийся репутацией честного, прямого человека, не мог рассчитывать на организацию и руководство хорошей артелью, а в недавние времена - брига­ дой. Ну, а рядовой промышленник рисковал не попасть в члены артели. Понятие честности было своего рода следствием коллективного сознания, соблюдения правил и норм поведения в быту, тру­ довой деятельности и во взаимоотношениях в ар­ тели. Там бытовали нерушимые принципы: «Все друг у друга на виду!» и «На морском берегу секре­ тов нет». У промышленников - членов артели — счита­ лось большим грехом утаивать от других пищу, деньги, полученные во время промысла, обманы­ вать какими-либо сомнительными вестями, отлу­ чаться без позволения руководителя артели, утаи­ вать добычу и тому подобное. Из уст в уста пере­ давали рассказ об одном примечательном случае в артели. Проезжий учёный-исследователь поручил 15-летнему мальчугану наловить мышей для опы­ тов и дал ему за работу один рубль. Мальчик поде­ лил его поровну между членами артели. Таковы были неписаные законы чести. Считалось, если промышленник оставил свою «неподъёмную» до­ бычу не в избе, а на время просто на дороге, вотк­ нув рядом палку, то взять её или даже прикоснуться к ней было большим грехом, несмываемым пятном. Внутри артели (бригады) в организации работ, проведении досуга, праздников тоже бытовали свои нерушимые традиции, обычаи, обряды. Кстати, заметим, в промысловых коллективах ни в море, ни на берегу, по крайней мере в нашу быт­ ность на промыслах и на рыболовных сейнерах (разумеется и среди старших поколений поморов), никогда не допускалось употребление алкоголя - это истинно так. Просто не существовало такое вульгарное понятие, как выпивка, а тем более — пьянство на промысле. Это считалось диким и не­ пристойным поведением в промысловом коллек­ тиве. Ну, а после окончания промысла, уже дома, тут — каждый по-своему... В поморских промысловых бригадах существо­ вал традиционный своеобразный язык и обороты речи, малопонятные береговым, «сухопутным», жителям. Например: «Ну, робята, коли с утра по­ года подладит, - всем на лёд» или команда хозяина (на зверобойке): «Шабаш, трудники, вода окро- тела - пора выниматься, пошёл все на сушу». Мо­ лодые члены артелей бывало лихо щеголяли и гор­ дились этими приобретенными особыми моряц­ кими языковыми оборотами. Вобщем смысле промысловая артель на протяже­ нии веков много способствовала формированию

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz