Селивёрстов, Л. С. Мореходные традиции и народные обычаи в культуре Поморья // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - № 2 (73). - С. 5-19.
Л. С. Селиверстов. МОРЕХОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ В КУЛЬТУРЕ ПОМОРЬЯ 19 читальне занимала учебная комната. Взрослые люди (в большинстве женщины), примерно от двадцати до тридцати лет (бывали и старше), учи лись в ней на курсах ликбеза первоначальной гра моте. Кстати, это была очень популярная и инте ресная форма обучения взрослого населения. Сей час трудно вспомнить — сколько продолжалась учёба. Но после её окончания учащиеся получали определённого образца свидетельства, и пом нится, веселились по этому поводу, словно дети. Отличившиеся в учёбе, особенно ученицы, полу чали небольшие скромные подарки, например, красные головные платки, небольшие отрезы ткани, нехитрые домашние инструменты и про чее. Но главное — все эти массовые, культурно образовательные мероприятия сближали, объеди няли как молодежь, так и взрослое население в единые, сплоченные общими интересами группы, сообщества и безусловно повышали общую куль туру населения Поморья. Но «ничто не вечно под луной». Проходили де сятилетия, века. Ушли в небытие поколения ле гендарных поморов, истинных носителей много вековой поморской культуры. В жизнь вступают новые обитатели поморских берегов. Естественно, меняются условия их быта, обычаи и традиции. Имеет место и некоторое размывание устоев мно говековой культуры северных окраин России. Кстати, историки-исследователи утверждают, что размывание культуры опасно для страны... Немалый ущерб в устоявшуюся жизнь края привнесли лихие сороковые годы XX века. Самый страшный удар нанесла Вторая мировая война. Так в нашем Долгощелье в первые три военных года были призваны в армию Около 260 мужчин. Половина из них, более 130, не вернулись в род ные дома - погибли на полях сражений. Это были самые лучшие, опытные, инициативные руково дители предприятий, хозяйственных и промысло вых коллективов, бывалые мореходы-промыш- ленники, энергичные работники. Второе обстоя тельство. С началом войны прекратились морские промыслы, в частности, добыча белухи и лов рыбы в северной части Белого моря —районы промыс лов оказались в прифронтовой зоне, там бродили фашистские подлодки с изуверскими приказами: «Топить всех». А великолепные морские (белушьи) карбасы —беломорские «рысаки» оказались не у дел. Их кормщики и экипажи ушли на фронт и... в большинстве не вернулись с той страшной войны. И, наконец, третье обстоятельство. Последний поход зверобоев в вешний путь —на промысел тю леня — состоялся весной 1943 года. Больше этим видом промысла поморы не занимались. Причи ны те же самые —некому было идти в эти суровые морские ледовые плавания. Опытные, отважные промысловики воевали с фашистами. Не возобно вились эти промыслы и в послевоенные годы - были признаны очень рискованными и опасными. Так «выпали» из обшего комплекса промысловых занятий большие профессиональные коллекти вы —сотни опытных поморов. В восьмидесятые—девяностые годы прошлого столетия одна за другой по разным причинам пе рестали проводить зимние «зверобойки» с берега и с ледоколов. Прекратилась добыча рыбы в зимний период на Канинском побережье. Ранее местные власти запретили лов трески и пикши малым ры боловным траулерам, базировавшимся в извест ном с довоенных лет порту Шойна. Позднее за претили и лов сёмги в реках Беломорья. Кому и зачем все это было нужно —теперь наверное никто не разберется. Да и кому это надо?! В стране сменилась социально-экономическая система и появилось много новых проблем, с которыми постоянно сталкиваются, в частности, и местные жители. Тем не менее, здесь активно проявляется и поддерживается созданная и отра ботанная многими поколениями специфичная поморская деятельность. Живут и развиваются освящённые веками традиции, обычаи и местные житейские правила. Жива на Русском Севере культура повседневной жизни и исконно помор ская промысловая культура на Русском Севере. Живёт и с уверенным оптимизмом смотрит в бу дущее: край, в котором: «Всё не так..!» ЛИТЕРАТУРА Английские путешественники...1937. Английские путеше ственники в Московском государстве в XVI веке. —Л., 1937. — С. 101. Визе, 1948. Визе В. Ю Моря Советской Арктики. — М., 1948.- С . 413. Гемп, 2008. Гемп К. П. Сказ о Беломорье. - М., 2008. — С. 9-10. Гемп, 2008. Гемп К. П. Сказ о Беломорье. —Москва, 2008. — С. 12. Максимов, 1984. Максимов С. В. Год на Севере. — Архан гельск, 1984. — С. 14-15.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz