Селивёрстов, Л. С. Мореходные традиции и народные обычаи в культуре Поморья // Наука и бизнес на Мурмане. - 2012. - № 2 (73). - С. 5-19.

Л. С. Селивёрстов. МОРЕХОДНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ В КУЛЬТУРЕ ПОМОРЬЯ 17 Спустя пару месяцев, целый дивизион паро­ конных косильных комплексов раскатился по раз­ дольным пожням «за рекой». Это поистине вели­ колепное зрелище и наблюдать за слаженной рит­ мичной работой освоенной техники, где веками с однообразно унылой обреченностью тяжело ша­ гали ряды косарей-крестьян, истинное удоволь­ ствие. Очень полезное преобразование и великое облегчение подневольного труда селян. Но самое главное это то, что неизмеримо выросла произво­ дительность труда и активно развивались новые сельскохозяйственные технологии. Во второй половине тридцатых годов Помор­ ский край реально преображался. На просторах Белого и Баренцева морей уже работали целые флотилии промысловых судов с механическими установками, новыми орудиями лова рыбы, со­ временной переработкой добываемой продукции. Поморы-промышленники вели промысел тюленя зимой с ледокольно-транспортных судов. По­ явился и активно развивался колхозный флот - механизированные рыболовные сейнеры. И на берегу, «на сухопутье», тоже завидное об­ щение, коллективизм и взаимодействие. Прежде всего отметим, что поскольку мужская часть насе­ ления в большинстве своём практически посто­ янно занималась морскими рыболовными и зве­ робойными промыслами, на берегу, как правило, «бал правили» женщины-поморки. Северная при­ рода, погодные условия не столько способство­ вали, сколько диктовали необходимость действо­ вать сообща, коллективно. Вот привезли (припла- вили по реке) большой плот брёвен для разделки на дрова, которых много нужно в большом хозяй­ стве на длинную северную зиму. Плот брёвен долго на воде у берега держать нельзя —разобьёт, унесёт «диким» приливным кулойским течением. И собирается всё ближнее соседство «подсобить» — поднять тяжелые кряжи на берег поближе к дому для разделки на дрова. Быстро* энергично с весёлым задором и ост­ рыми подначками особенно молодые мужики, женщины, парни, девчата управляются с трудным, неподъёмным для одной семьи делом. Проходит день ли, другой, у соседей подобное «мероприя­ тие» — пошли помогать — надо! А там привезли огромный карбас сена на зимний корм скоту - тоже быстро, сообща, всем скопом на берег, под крышу, чтобы не замочило —«дождь заказывать не надо - сам придёт!». Рыбу ли в реке добывать, сенокосить на пож­ нях, дрова заготовлять (кряжи разделывать) —везде господствует содружество, коллективизм (дальние и ближние родственники, соседи, просто добрые люди). Здесь начинались, вырабатывались, свято сохранялись и передавались от поколения к поко­ лению добрососедские взаимно уважительные обычаи. Тут развивалась и столетиями господ­ ствовала культура общего труда, взаимодействия, солидарного коллективизма, которой славились и гордились истинные поморы —жители суровых побережных территорий Севера России. Наряду с мореходными и промысловыми де­ лами активное развитие получили и береговые от­ расли хозяйствования. Возводили жилые дома, фермы для растущего поголовья животноводства, строили новые дороги, мосты, переправы. Моло­ дёжь, комсомольцы энергично, азартно рубили просеки в лесах для последующего строительства дорог между населенными пунктами, о которых мечтали многие поколения селян. И то сказать — всем осточертели эти древние временные зимники и поездки через морские участки в открытых па- русно-весельных карбасах в период навигации. Преобразилось и сельскохозяйственное про­ изводство. На сенозаготовках уже широко приме­ нялись механизированные уборочные комплексы, отошёл в прошлое тяжёлый ручной труд крестьян. Значительно расширилось животноводство — резко увеличилось общественное поголовье круп­ ного рогатого скота и лошадей, механизировались строительные работы. Появились новые мотор­ ные транспортные средства. Перед коллектив­ ными хозяйствами открывались большие пер­ спективы дальнейшего всестороннего развития и движения вперёд. В Поморье никогда не существовало мелких населённых пунктов, таких, как малые дере­ веньки, хутора или одиночные заимки. Здесь строились коллективно, широко, масштабно — один к одному, с этаким соревновательным под­ текстом — чьё поместье будет обширнее, чей дом выше и...на каком порядке стоит. На угоре над рекой и на главной улице возводились чаще двух­ этажные дома с обширными, вместительными по­ ветями. Тут размещались зажиточные многосе­ мейные и, разумеется, уважаемые домохозяева. На «задних» улицах (порядках) стояли в основном до­ мики поскромнее малосемейных или приезжих. А в целом селения были большие, раздольные,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz