Селиверстов, Л. С. «Ермак» - первенец ледокольного флота России // Мурманский Арктический сборник / Ассоц. исслед. Арктики, ред. журн. «Наука и бизнес на Мурмане» ; [гл. ред. и сост. В. М. Блинов]. - Мурманск, 2002. – С. 42-48.

41 Л. С. Селиверстов. «ЕРМАК* — ПЕРВЕНЕЦ ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА РОССИИ жение на юг, «Ермак» потерял и левый винт. Поло­ жение стало отчаянным. Ледокол имел один (цент­ ральный) винт, а мощность сократилась до 2,5 тыс. л. с. (у «Арктики» в походе на полюс было 75 тыс. «лошадей»). И все же, оставив «Седова» с неисправ­ ным рулем по распоряжению Москвы на вторую зи­ мовку, «Ермак» вывел «Садко» и «Малыгина» на кромку тяжелых арктических льдов, где их ожидали «Ф. Литке» и «Моссовет» с грузом угля. Ледокол «Ер­ мак» в этом сверхсложном рейсе установил рекорд свободного плавания во льдах, достигнув широты 83° 5'. До Северного полюса оставалось всего 415 миль. Здесь, в Арктике, в сентябре 1938 года «Ермак» встретился с вновь построенным ледоколом «И. Ста­ лин». Это был представитель нового поколения ле­ доколов, построенных на отечественных верфях. «Ермак» же, тяжело раненный, с одним винтом 12 октября 1938 года пришел в Ленинград. За навига­ цию 1938 года он прошел более 1300 миль, освобо­ дил изо льда 17 судов и доказал возможность актив­ ного плавания в самых высоких приполюсных ши­ ротах. И как знать... будь у него исправными все три гребные винта да полный бункер, призыв адмирала Макарова «К Северному полюсу напролом!» мог бы реализоваться. Навигация 1939 года в Арктике была сравнитель­ но благоприятной. В западном секторе работали уже четыре активных ледокола: «И. Сталин», «Ермак» (с новыми винтами), «Ленин», «Ф. Литке». Зимой 1939/40 годов «Ермак» проводил военные корабли на Балтике уже в условиях войны с Фин­ ляндией, подвергаясь артобстрелам и бомбежкам. В арктической навигации 1940 года он не участвовал. Там и застала его Великая Отечественная война. Осе­ нью 1941 года «Ермак» занимался проводками судов и военных кораблей между Ленинградом и Кронш­ тадтом. Он был вооружен и вел активную борьбу с самолетами противника. Но главная его заслуга—это бесперебойная связь между защитниками подступов к Ленинграду и морскими портами, главным обра­ зом, крепостью Кронштадт. Однако в декабре 1941 года, в связи с отсутствием угля, «Ермак» был постав­ лен к одному из причалов и использовался как пла­ вучая база до осени 1944 года. А после окончания войны «Ермак» продолжил проводки судов в Фин­ ском заливе и восточной Балтике. В 1947 году, после 8-летнего перерыва, ледокол снова прибыл на Север и продолжил работу в Аркти­ ке. Интересно отметить, что за всю войну ледоколь­ ный флот не потерял ни одной единицы, а наоборот вырос, пополнившись новыми ледоколами. Начали активно работать 4 ледокола довоенной постройки: «И. Сталин», «Каганович», «Молотов, «Микоян». Ра­ ботали американские ледоколы «Северный ветер» и «Капитан Белоусов», а также полученные по репара­ циям «А. Сибиряков», «Илья Муромец» и другие. Ну а «Ермак» нуждался в серьезном капитальном ремонте. В 1949 году ему исполнилось 50 лет! И ка­ ких суровых, трудных лет! Полтора года простоял «Ермак» в ремонте в порту Антверпен. И возвратил­ ся в Мурманск в 1950 году в хорошем техническом состоянии, блестевшим свежестью и чистотой. Но... не было адмирала Макарова, и недостало у началь­ ства ума и воли перевести ледокол на жидкое топли­ во. Ведь ему предстояло работать еще 15 лет, а воз­ можно, и более. Менее чем через 10лет вышел вАрк­ тику первый атомный ледокол, а легендарный «Ермак» все еще дымил двумя трубами от 10 котлов, работавших на угле. Это был большой и грубый просчет. И все же «Ермак» продолжал работать в Арктике вместе с другими линейными ледоколами старшего поколения —«Красин», «Ленин» (старый), «Ф. Литке», «И. Сталин» идругими. Аначиная со вто­ рой половины 50-х годов, когда вступили в строй дизель-электрические ледоколы — «Капитан Бело­ усов», «Капитан Воронин» и «Капитан Мелехов», а затем —типа «Москва», легендарный «Ермак» боль­ ше находился в западной части арктической трассы. И все же в отдельные навигации его работа вызывала всеобщее восхищение. Так, за навигацию 1955 года «Ермак» прошел более 1300 миль, из них 6,5 тысяч во льдах, провел 181 судно. Эта нагрузка на него легла в связи с капитальным ремонтом ледокола «Сибирь». Особо сложными в ледовом отношении были аркти­ ческие навигации 1956—1957 годов. Мне пришлось работать на ледорезе «Ф. Литке» и дизель-электро- ходе «Лена» в 1954—1957 годах и, естественно, уча­ ствовать в арктических навигациях. Нас всегда пора­ жала активная подвижность «Ермака» во льдах, а ведь ему, нашему «дедушке», как его назвали любовно мо­ ряки, было тогда почти 60 лет! В то время легендар­ ный «Ермак» установил еще один арктический ре­ корд. В сентябре 1956 года он совместно с ледоколом «Капитан Белоусов» провел караван в составе 67 су­ дов! Это были в основном речные суда различных типов, направлявшиеся к устьям сибирских рек. Та­ кого в Арктике еще не было. В 1959 году «Ермаку» исполнилось 60 лет. Встал вопрос егодальнейшей эксплуатации. Он работал еще на угле и, естественно, это сыграло свою роль. Заво­ зить уголь в арктические порты практически для од­ ного ледокола стало «себе дороже». Были и другие причины. Арктическая навигация 1963 года стала для «Ер­ мака» последней. После тщательного всестороннего осмотра корпуса, машин, котлов, других механизмов и устройств был вынесен вердикт: вывести ледокол

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz