Селиверстов, Л. С. «Ермак» - первенец ледокольного флота России // Мурманский Арктический сборник / Ассоц. исслед. Арктики, ред. журн. «Наука и бизнес на Мурмане» ; [гл. ред. и сост. В. М. Блинов]. - Мурманск, 2002. – С. 42-48.
46 w работы ледокола зимой на Балтике были фантастич ны, и об этом писали многие европейские газеты. Ранее недоступные для плавания судов в зимний пе риод порты Балтики теперь перешли на круглогодич ный режим работы. Высокоэффективная работа пер вого линейного ледокола побудила российское пра вительство П. А. Столыпина к созданиюледокольного отряда не только на Балтике, но и на Севере. Начиная с 1910 года, в состав ледокольного фло та вступили: «Петр Великий», «Кузьма Минин», «Князь Пожарский» и несколько портовых ледоко лов. А с началом Первой мировой войны правитель ством были закуплены за границей ледорез «Канада» (впоследствии «Ф. Литке») и несколько ледокольно транспортных пароходов для охраны и защиты се верных коммуникаций страны. Все они были объеди нены в состав Северной военной флотилии. Ледокол «Ермак» с началом войны тоже был передан в воен но-морское ведомство. А к концу войны, когда в состав ледокольного флота вошли вновь построен ные мощные полярные ледоколы «Александр Нев ский» (впоследствии «Ленин») и «Святогор», пере именованный затем в «Красин», у России стал самый мощный ледокольной флот в мире. Это преимуще ство сохранилось до настоящего времени. В 1932 году по решению союзного правительства было образовано Главное управление Северного мор ского пути. А 20 июня 1934 года в состав Главсевмор- пути был передан ледокол «Ермак». Виюле 1934 года, после 29-летнего перерыва, могучий «Ермак» (уже в возрасте 35 лет), пройдя Маточкин Шар, впервые вошел в Карское море. Началась трудовая биография ледокола в Арктике. Она продолжалась тоже 29 лет до 1963 года. Всвою первую арктическую навигацию 1934 года «Ермак» успешно справился с поставленными зада чами: провел во льдах Карского моря караван ино странных пароходов-лесовозов, следующих в Игарку за лесом. В начале августа, взломав припай в проли ве Вилькицкого, впервые подошел к мысу Челюски на и снабдил углем и продовольствием полярную станцию и освободил застрявший во льдахледоколь ный пароход «Русанов». Затем вывел из тяжелого сжатия севернее архипелага Норденшельда караван во главе с «Ф. Литке», который совершил в ту нави гацию первый сквозной поход с Востока на Запад. После этого отправился выручать пароход «Садко», уже 25 суток дрейфовавший северо-западнее Север ной Земли и готовившийся к зимовке. Кстати, на пути к месту дрейфа «Садко» «Ермак» открыл неизвест ные доныне острова, которые назвали именем Сер гея Кирова. Пробиваясь к «Садко» в тяжелых много летних льдах, обломали один винт. Мощность сокра тилась до 5 тыс. л. с., но ермаковцы освободили пароход из ледового плена и вывели его на Запад. ч МУРМАНСКИЙ Д АРКТИЧЕСКИЙ СБОРНИК И о В декабре 1934 года в командование «Ермаком» вступил капитан В. И. Воронин. Этого известного ледового капитана знала вся страна. Замечательные страницы в свою полярную био графию вписал ледокол «Ермак» в 1938 году. Уже 11 февраля он вышел на Север, на помощь четверке папанинцев для снятия их сольдины. Правда, эта опе рация была успешно выполнена мурманскими ледо кольными судами «Таймыр», «Мурман» и зверобой ной шхуной «Мурманец». Герои-папанинцы были сняты ими с обломка льдины и переданы на «Ермак» для доставки в Ленинград. Это событие произошло 15 марта 1938 года. Весной того же года в командова ние «Ермаком» вступил известный полярный капи тан М. Я. Сорокин. (А В. И. Воронин был назначен на вновь построенный линейный ледокол «И. Ста лин»). В мае 1938 года «Ермак» вышел в ранний арк тический рейс. Обстановка в Арктике была очень тревожная. В самых опасных ее районах дрейфовали во льдах более 20 пароходов и все ледоколы, кроме «Ермака», —он был один на всей арктической трас се. И навигация 1938 года стала настоящим «звезд ным часом» для славного полярного труженика и его экипажа. То был настоящий ледовый бой продолжи тельностью более 5 месяцев! Уже 4 июня (это небывало ранний срок начала навигации вАрктике) «Ермак» пробился в район Зем ли Франца-Иосифа к каравану «Русанова» и, обес печив суда углем, вывел изо льдов. В конце июня он околол и вывел из Диксона 6 зимовавших там испан ских лесовозов (он же и обустраивал их там на зи мовку прошедшей осенью). Проведя испанцев через льды до выхода из Югорского Шара и пожелав им счастливого плавания, «Ермак» снова устремился на восток в Арктику. Там в проливе Вилькицкого сло жилась опасная ситуация с караваном «Ф. Литке». Шесть судов были без угля, и начались активные под вижки льдов. «Ермак» шесть суток пробивал в при пае пролива канал, добрался до каравана, снабдил их углем и помог «Ф. Литке» двинуть караван на запад. Оставалось последнее, самое трудное задание —про биться к ледокольным пароходам «Садко», «Малы гину» и «Седову», которые дрейфовали уже в цент ральном бассейне. Сотни миль отделяли их, вмерз ших в многолетние паковые льды, от чистой воды. Практически кончились запасы угля. И «Ермак» 22 августа двинулся на север к дрей фующим судам. За 82-й параллелью кончились кар ты. Научный сотрудник, находившийся на борту, вычертил самодельную карту. Путь к дрейфующим судам был неимоверно труден. Не было даже элемен тарной ледовой разведки. Ледокол пробился к месту зимовки, потеряв при этом первый винт вместе с валом. А 30 августа, когда караван только начал дви
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz