Селиверстов, Л. С. «Ермак» - первенец ледокольного флота России // Мурманский Арктический сборник / Ассоц. исслед. Арктики, ред. журн. «Наука и бизнес на Мурмане» ; [гл. ред. и сост. В. М. Блинов]. - Мурманск, 2002. – С. 42-48.

45 JI. С. Селиверстов. «ЕРМАК» — ПЕРВЕНЕЦ ЛЕДОКОЛЬНОГО ФЛОТА РОССИИ Ледокол «Ермак» ний шторм и метели, «Ермак» ценой неимоверно трудных усилий через трое суток снял с мели и отвел в Кронштадт этот новый военный корабль стоимос­ тью в 4,5 миллиона рублей (напомним, что сам «Ер­ мак» обошелся казне менее двух миллионов). И тут военные чиновники вынуждены были признать, что спасение броненосца —безусловная заслуга ледоко­ ла —никому другому эта операция не под силу. Вто­ рой эпизод. «Ледовый поход Балтийского флота» в марте—апреле 19! 8 года. Только благодаря исключи­ тельно активной работе «Ермака» военные моряки сумели провести через льды Финского залива из Ре­ веля и Гельсинфорса в Кронштадт, практически из- под носа германских и финских войск, почти весь Балтийский флот: 211 военных кораблей и вспомо­ гательных судов, в том числе, 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 54 миноносца, 17 подводных лодок. Кто смог бы оценить стоимость этого спасенного для Рос­ сии флота?! А вот в арктических плаваниях в первые «моло­ дые» годы «Ермака» явно преследовали неудачи. Так, летом 1905 года ледокол был направлен с Балтики в Карское море для проведения торговых судов с гру­ зами стройматериалов для сибирской железной до­ роги. В августе он прибыл к острову Вайгач, сняв попутно с мели английский пароход, севший на кам­ ни при подходе к острову. А через несколько дней у входа в пролив Югорский Шар «Ермак» неожиданно наскочил на подводную банку, не обозначенную на картах (кстати, она и теперь весьма опасна, потому, что плохо ограждается, а иногда и вовсе не обозна­ чена из-за помех от дрейфующих льдов). Удар с пол­ ного хода о каменистый грунт был настолько жест­ кий и сильный, что сломалась стеньга мачты. Трое суток боролся экипаж за жизнь корабля, ответив от­ казом начальнику экспедиции, предложившему по­ кинуть ледокол, оставив его на камнях из-за крайне опасного и безнадежного положения. Моряки пере­ грузили в кормовую часть 100 тонн угля, перекачали воду, завели якоря и, несмотря на шторм, раскачали креновой системой ледокол, а затем с помощью сво­ их машин «сдернули» судно с камней. Но «Ермак», получивший серьезные повреждения корпуса, вы­ нужден был отправиться обратно на Балтику. Это было в августе 1905 года. Следующий раз ледокол оказался в Арктике в июле 1934 года. Зимой 1909 года экипаж «Ермака» отпраздновал десятилетие работы ледокола. По свидетельству Ми­ нистерства промышленности и транспорта, инспек­ тировавшего ледокол, «Ермак» был в образцовом порядке, а работа его приносила несомненную пользу торговому флоту и военным интересам России, ука­ зывал министр в докладе царю. Тут министр был объективен. За 10лет «Ермак» провел 618 пароходов, спас несколько десятков судов, терпевших бедствие во льдах и на мели, и много людей, в том числе уне­ сенных на льдинах в море. Только в зиму 1906/07 го­ дов было проведено 135 торговых судов. Результаты

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz