Самсыка, А. А. Памятник Ждущей в Мурманске : роль общественности в монументально-скульптурном оформлении г. Мурманска на примере памятника "Ждущая" : историко-искусствоведческое исследование / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2018. - 126, [1] с. : ил., факс
ВолосыЖдущей развеваются на ветру и ритмично повторяют линию плаща. Фактура памятника гладкая. Ритм линий также передаетдвижение, эмоциональность. Вэтом образе присутству ет некоторое удивительное смешение стилей: вся фигура, одежда скульптуры девушки изображены довольно реалистично. От ее волос и платка, развевающихся на ветру, на фоне залива, сопок и северного неба веет духомромантизма. Вто же время, выражение лица девушки и то, как она прижимает к груди букетик незабу док, делает образ сентиментальным. «Сентиментальная вахта»! —название поэмы соответствует образу скульптуры. Хотелось бы и в строках поэмы уловить нот ки сентиментализма. Поэма, несмотря на название, написана в абсолютно реалистическом стиле. Но и в скульптуре, как мы уже отметили, реализм присутствует. Возможно, среди представленных на конкурс проектов, был более интересный вариант, но надо отметить, что этот, после доработки, не худший среди них. Уровень конкурса в целом оставался невысоким, работ на конкурс было представлено не большое количество, и многие из них были слабыми по замыслу и исполнению. Может быть, наиболее удачны из них были те, которые в своем облике отражали не столько современность, сколько какой-то обобщенный образ, символ, и эти проекты также можно было бы доработать. Возможно, нашему памят нику этого не хватило, слишком он привязан к конкретике, хотя и довольно милой. Вскульптуру подобной тематики хотелось быдобавить боль ше символизма, легкости, текучести —ведь здесь море и волны, может быть, —воздушности, одним словом, добавить экспрес сии в скульптуру, придать эмоциональность образу. На наш взгляд таким критериям наиболее полно отвечали две скульпту ры: из конкурса 1986 года —работа скульптора Глухих—тонень кая девушка у тонкоствольной сосенки на изящном постаменте и из конкурса 2011 года — работа скульптора Ручкина и дизай нера Горева —«Женщина с фонарем». Обе скульптуры в стиле модерна. Но в ходе конкурса 2011 года никто не обращался к эскизам 1980-х годов. Но вернемся к нашему памятнику. В рассматриваемой ком позиции рядом со статуей женщины на четырехгранном верти кальном постаменте помещена скульптура чайки на собствен ном, имеющем форму кнехта (кнехт —швартовая тумба), по 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz