Самсыка, А. А. Памятник Ждущей в Мурманске : роль общественности в монументально-скульптурном оформлении г. Мурманска на примере памятника "Ждущая" : историко-искусствоведческое исследование / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2018. - 126, [1] с. : ил., факс

ВолосыЖдущей развеваются на ветру и ритмично повторяют линию плаща. Фактура памятника гладкая. Ритм линий также передаетдвижение, эмоциональность. Вэтом образе присутству­ ет некоторое удивительное смешение стилей: вся фигура, одежда скульптуры девушки изображены довольно реалистично. От ее волос и платка, развевающихся на ветру, на фоне залива, сопок и северного неба веет духомромантизма. Вто же время, выражение лица девушки и то, как она прижимает к груди букетик незабу­ док, делает образ сентиментальным. «Сентиментальная вахта»! —название поэмы соответствует образу скульптуры. Хотелось бы и в строках поэмы уловить нот­ ки сентиментализма. Поэма, несмотря на название, написана в абсолютно реалистическом стиле. Но и в скульптуре, как мы уже отметили, реализм присутствует. Возможно, среди представленных на конкурс проектов, был более интересный вариант, но надо отметить, что этот, после доработки, не худший среди них. Уровень конкурса в целом оставался невысоким, работ на конкурс было представлено не­ большое количество, и многие из них были слабыми по замыслу и исполнению. Может быть, наиболее удачны из них были те, которые в своем облике отражали не столько современность, сколько какой-то обобщенный образ, символ, и эти проекты также можно было бы доработать. Возможно, нашему памят­ нику этого не хватило, слишком он привязан к конкретике, хотя и довольно милой. Вскульптуру подобной тематики хотелось быдобавить боль­ ше символизма, легкости, текучести —ведь здесь море и волны, может быть, —воздушности, одним словом, добавить экспрес­ сии в скульптуру, придать эмоциональность образу. На наш взгляд таким критериям наиболее полно отвечали две скульпту­ ры: из конкурса 1986 года —работа скульптора Глухих—тонень­ кая девушка у тонкоствольной сосенки на изящном постаменте и из конкурса 2011 года — работа скульптора Ручкина и дизай­ нера Горева —«Женщина с фонарем». Обе скульптуры в стиле модерна. Но в ходе конкурса 2011 года никто не обращался к эскизам 1980-х годов. Но вернемся к нашему памятнику. В рассматриваемой ком­ позиции рядом со статуей женщины на четырехгранном верти­ кальном постаменте помещена скульптура чайки на собствен­ ном, имеющем форму кнехта (кнехт —швартовая тумба), по­ 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz