Самсыка, А. А. Памятник Ждущей в Мурманске : роль общественности в монументально-скульптурном оформлении г. Мурманска на примере памятника "Ждущая" : историко-искусствоведческое исследование / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2018. - 126, [1] с. : ил., факс

сравнению с хрупкостью ее рук. Фигура почти обнажена, на женщине легкое, про­ зрачное одеяние, слегка тронутое ветром. Короткие волосы модели также откинуты ветром в сторону. Ритм линий волос по­ вторяет ритм струящихся прозрачных, волнистых складок одеяния на груди и бед­ рах статуи. Такие одежды ассоциируются с прозрачной водной стихией. Образ на­ полнен романтизмом. Но насколько такая скульптура будет гармонично вписывать­ ся в окружающую среду Севера на фоне Кольского залива? Расположение подоб­ ной статуи было бы более уместно где-ни- будь в черте города на фоне архитектурных сооружений в стиле классицизма, у фон­ тана или в парке южного города. Глядя на эту скульптуру, вспоминают­ ся лирические строки поэмы: А там, на площади, на месте видном самом, как в озаренье ласки и весны, чтоб женщина стояла вольно, прямо, вдыхая песню северной волны1. Необходимо отметить, что представленные проекты во мно­ гом не понравились мурманчанам. Вот фрагмент одного письма из архива: «Как мурманчане, которые прожили в городе 23 года, чья жизнь была связана с морем, хотим вынести ряд критиче­ ских замечаний по поводу проекта памятника Ждущей. Во-пер­ вых, жены моряков одевались лучше всех горожанок, поэтому “одеяния ждущих” вызывают недоумение. Уж больно они оде­ ты скромно и не по сезону. Теплые дни в Мурманске весьма ред­ ки, поэтому статуя в летней одежде, посреди снежного безмол­ 1Тимофеев В. Л. Ук. соч. —С. 73. Им. 13 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz