Самсыка, А. А. Памятник Ждущей в Мурманске : роль общественности в монументально-скульптурном оформлении г. Мурманска на примере памятника "Ждущая" : историко-искусствоведческое исследование / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2018. - 126, [1] с. : ил., факс
внимание уделяется всем этапам работы: разработке дизайна, подготовке сложных форм и последующей обработке получен ного изделия»1. В2012 годубылоразработано учебное пособие, затрагивающее основы дизайна, в котором указывалось: «Мастера и художники прикладного искусства, работающие в области художественного литья, кроме изучения самих металлов и приемов формовки, дол жны знать некоторые исторические стили и дизайн художествен ного литья. Нахождение правильных соотношений матовых и блестящих поверхностей, различных фактур, применение тех или иных покрытий, оксидировок, патин и т. п. позволяет достигать необходимой выразительности дизайна и желаемой цельности всего художественного литого произведения, придавать ему за конченность и ясность художественных образов»2. Внашей работе соприкасаются исторические исследования, где фигурирует не только история создания памятника, но и история о том, как искусство выступает связующем звеном меж ду художниками —создателями произведения искусства — и простыми горожанами, воспринимающими их искусство. Всвя зи с этим хотелось бы привести еще одно интересное научное высказывание: «Искусство творится художником —но в расче те на потребителя, принадлежащего определенному времени, оп ределенной общественной группировке (племени, государству, классу и т. д.) [в нашем случае —городу. — А. С.], да и сам ху дожник принадлежит тому же времени и тому же обществу; а потому индивидуально-психологический и чисто формальный анализы отнюдь не исчерпывают искусствоведческой задачи — к произведениям искусства, чтобы их по-настоящему понять, надо подойти еще с критерием коллективно-психологическим, социологическим, выяснить их общественную обусловлен ность»3. Этому и посвящена наша работа. 1Художественное литье. Эл. ресурс: http://www.artferrum.ru/hudojestvennoe-litie/ (Дата обращения 03.10.2017). 2Ермаков М. Технология декоративно-прикладного искусства. Основы дизайна. Художественное литье. Учебное пособие. ЛитРес., 2012. Эл. ресурс: https:// www.litres.ru/mihail-ennakov/tehnologiya-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-osnovy- dizayna-hudozhestvennoe-lite-uchebnoe-posobie/chitat-onlayn/ (дата обращения 03.10.2017). 3Шмит Ф. И. Избранное. Искусство: проблемы теории и истории. —СПб, Центр гуманитарных инициатив, 2012. —910 с.: илл. —С. 11. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz