Самсыка, А. А. Памятник Ждущей в Мурманске : роль общественности в монументально-скульптурном оформлении г. Мурманска на примере памятника "Ждущая" : историко-искусствоведческое исследование / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2018. - 126, [1] с. : ил., факс
работ не удовлетворила мурманчан, решено было провести вто рой этап конкурса, который и завершился 15декабря 1986 года. И вот работы выставлены на обсуждение в областной библиотеке'. В этом же номере газеты опубликована заметка о выставке Т. Голиковой, инженера управления «Севрыбпромразведка»: «Работ нынче —девять. Конечно, каждый автор старался пока зать свою Ждущую. Не все проекты равнозначны. На одном — пожилая женщина со страдальческим лицом, босая, но в паль то. Безусловно, тревога, беспокойство —постоянные спутники ожидания. Но все же не такую хотели бы видеть на берегу един ственную подругу моряки. Да и вся композиция слишком мо нументальна: большие площади бетонных плит, квадратная мас сивная арка, стела с кораблем. Другой проект, наоборот, напоминает героиньА. Грина. Эта Ждущая не похожа ни на одну из нас. Это не фигура женщины, это Бегущая по волнам —мечта, романтический персонаж лю бимых наших юношеских книг»2. Проекты эскизов тех лет полностью в архивах не сохрани лись, кое-какие фотографии удалось отыскать в прессе тех лет. К сожалению, в архивных материалах не удалось найти авторов этих проектов, имеются имена авторов других проектов, но к ним не прилагаются фотографии эскизов. В установлении ав торства некоторых проектов помогли газетные публикации. Их также пришлось исследовать. Прежде чем рассмотреть в отдельности каждый эскизный проект скульптуры Ждущей, представленных на конкурсе, об ратимся немного к теории скульптуры. «Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика —вид изобразительного искусства, произве дения которого имеют объемно-пространственную форму, трех мерны и осязаемы. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, ме талл (бронза, медь, железо и др.), глина, гипс. Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных пла нов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотно шений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. 1Пусть будет Ждущая / / Рыбный Мурман. — 1987, 16 мая. —С. 11. 2Голикова Т. Пусть будет Ждущая: Размышления на выставке / / Рыбный Мур ман. — 1987,16 мая. —С. 11. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz