Самсыка, А. А. Памятник Ждущей в Мурманске : роль общественности в монументально-скульптурном оформлении г. Мурманска на примере памятника "Ждущая" : историко-искусствоведческое исследование / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2018. - 126, [1] с. : ил., факс

работ не удовлетворила мурманчан, решено было провести вто­ рой этап конкурса, который и завершился 15декабря 1986 года. И вот работы выставлены на обсуждение в областной библиотеке'. В этом же номере газеты опубликована заметка о выставке Т. Голиковой, инженера управления «Севрыбпромразведка»: «Работ нынче —девять. Конечно, каждый автор старался пока­ зать свою Ждущую. Не все проекты равнозначны. На одном — пожилая женщина со страдальческим лицом, босая, но в паль­ то. Безусловно, тревога, беспокойство —постоянные спутники ожидания. Но все же не такую хотели бы видеть на берегу един­ ственную подругу моряки. Да и вся композиция слишком мо­ нументальна: большие площади бетонных плит, квадратная мас­ сивная арка, стела с кораблем. Другой проект, наоборот, напоминает героиньА. Грина. Эта Ждущая не похожа ни на одну из нас. Это не фигура женщины, это Бегущая по волнам —мечта, романтический персонаж лю­ бимых наших юношеских книг»2. Проекты эскизов тех лет полностью в архивах не сохрани­ лись, кое-какие фотографии удалось отыскать в прессе тех лет. К сожалению, в архивных материалах не удалось найти авторов этих проектов, имеются имена авторов других проектов, но к ним не прилагаются фотографии эскизов. В установлении ав­ торства некоторых проектов помогли газетные публикации. Их также пришлось исследовать. Прежде чем рассмотреть в отдельности каждый эскизный проект скульптуры Ждущей, представленных на конкурсе, об­ ратимся немного к теории скульптуры. «Скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика —вид изобразительного искусства, произве­ дения которого имеют объемно-пространственную форму, трех­ мерны и осязаемы. Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, ме­ талл (бронза, медь, железо и др.), глина, гипс. Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных пла­ нов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотно­ шений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. 1Пусть будет Ждущая / / Рыбный Мурман. — 1987, 16 мая. —С. 11. 2Голикова Т. Пусть будет Ждущая: Размышления на выставке / / Рыбный Мур­ ман. — 1987,16 мая. —С. 11. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz