Самсыка, А. А. Памятник Ждущей в Мурманске : роль общественности в монументально-скульптурном оформлении г. Мурманска на примере памятника "Ждущая" : историко-искусствоведческое исследование / А. А. Самсыка. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2018. - 126, [1] с. : ил., факс

«Конец 40—50-х годов —время, когда само понятие “архи­ тектура” было почти заменено всеобъемлющим словом “строи­ тельство”. В те годы страна решала жилищную проблему, созда­ вала индустриальную базу для современного домостроения, ар­ хитекторы осваивали принципы стандартизации, боролись с ложной “фасадностью” и “украшательством”. И в литературе этот процесс отразился как описательский, заостряющий вни­ мание на экономических показателях или на технических воп­ росах, почти не касаясь проблем художественного качества. О растущем интересе к художественному осмыслению проблем градостроительства и о необходимости пересмотра позиций, занятых критиками в конце 40-х и начале 50-х годов, свидетель­ ствуют многочисленные статьи и книги, посвященные пробле­ мам синтеза искусства в 60-е годы. Еще в начале 60-х и в 70-е годы в статьях и исследованиях многих архитекторов, художни­ ков, теоретиков, историков, критиков (С. Базазьянц, М. Бар- хин, А. Бурханов, И. Васильев-Вязьмин, Ю. Герчук, А. Матвее­ ва, В. Толстой, О. Швидковский и др.) началась пропаганда со­ дружества монументально-декоративного искусства и новой индустриальной застройки. В эти же годы впервые в нашем ар- хитектуроведении прозвучала постановка проблемы среды, ста­ ли изучаться связанные с нею понятийные категории, разраба­ тывались и уточнялись дефиниции. Одновременно появились публикации А. Иконникова, В. Хайта и др., в которых демонст­ рировались глубокие изменения, связанные с взаимодействием и взаимным обогащением архитектурыи пластических искусств, создание единых эстетических критериев, слияние композици­ онных средств и приемов»1. В XX столетии также продолжаются публикации по обще­ теоретическим вопросам синтеза искусств. Тем не менее, воп­ рос взаимодействия монументально-декоративной и декоратив­ ной скульптуры с архитектурой и по настоящее время остается одним из наиболее актуальных и наименее разработанных раз­ делов теории декоративно-прикладного искусствознания. «Задумываясь над тем, какие условия для жизни людей пре­ доставляют современные жилые образования, мы не можем быть удовлетворены ими. Технические завоевания и научный про­ гресс, придавшие индустриальному жилищному строительству 1 Сперанская В. С. Скульптура в современной городской среде: роль, место, фор­ ма / Автореферат диссертации по искусствоведению. —СПб, 1993.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz