Самсыка А.А. Искусство скульптуры в городских ландшафтах Мурманска. Мурманск. 2016, № 2, с. 33 - 56.

А. А. Самсыка. ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ В ГОРОДСКИХ ЛАНДШАФТАХ МУРМАНСКА 39 Илл. 5. Памятник рыбаку у здания колледжа имени И. И. Месяцева установлена фронтально, наилучший ракурс для ее осмотра — спереди и на 45 градусов справа, со ­ ответственно передаваемого скульптором движе ­ ния моряка. Образ рыбака передан в стиле реализма. Моряк опирается на левую ногу, правая нога в широком шаге выдвинута вперед. Сильные руки держат сеть, которая плавной волной огибает крепкую фигуру рыбака спереди и через левую руку спус ­ кается назад. Скульптура глубинна, на заднем плане также просматривается рыбацкая сеть. Кон ­ тур функциональной одежды прерывистый, в ее драпировке воплощены эмоции и действия ры ­ бака. Его лицо мужественно и сурово. Силуэт мо ­ ряка живописный. Композиция статуи разомк ­ нута в свободном движении фигуры рыбака. Статуя рыбака, почти в натуральную величину, гармонично смотрится на фоне здания, по архи ­ тектурному решению напоминающего форму ко ­ рабля. Низкий постамент подчеркивает связь па ­ мятника с окружением, а расположение статуи у самого входа в здание указывает на большой кон ­ такт со зрителем. Таким образом, присутствует органичная связь скульптуры со зданием и психо ­ логическая связь с жизнью города — фигура ры ­ бака расположена практически на тротуаре, где постоянно находятся курсанты и просто прохо ­ жие. Занятие рыбака, на что указывает сеть в его руках, включается прямо в реальность зрителя, почти сливается с жизнью горожан. Этот памятник, будучи самостоятельной от ­ дельно стоящей скульптурой, в то же время в близ ­ ком расположении к зданию, практически вплот ­ ную, тем самым усиливает выразительность и значимость этого здания, является своеобразным аккомпанементом архитектурного сооружения. Есть в нашем городе памятники особой тема ­ тики. В послевоенные десятилетия в Советском Союзе существовала программа создания «памят ­ ников эпохи», которая должна была отражать в ис ­ кусстве достижения государства, прославлять вождей, героев войны и труда. После Великой Отечественной войны по всей стране сооружались памятники военной тема ­ тики. Здесь, прежде всего, необходимо отметить скульптуру портретного жанра, когда ваятели стремились запечатлеть образ героя войны. Как в живописном, так и в скульптурном портрете приоритет этого времени отдается не индивиду ­ ально-конкретному, а возвышенно-героическому. В скульптуре, посвященной военной тематике, часто присутствует портретный жанр — в виде бюста или фигуры в полный рост. Ваятели стре ­ мились правдиво запечатлеть образ героя войны. В 1948 году в Мурманске на Верхне-Ростин- ском шоссе был установлен памятник у захо ­ ронения советских воинов, погибших в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг. (Перечень памятников..., 2005. С. 5) (илл. 6). Сведения об авторах не обнаружены. Перед нами скульптура воина, который скор ­ бит по погибшим товарищам. С правой стороны статуи, имитируя волны мягкой материи, струится склоненное знамя, которое боец держит в пра ­ вой руке. С левой стороны статуи оно уравно ­ вешено спускающимися с плеч героя фалдами плащ-палатки и головным убором в левой руке. Волнистые волосы воина гармонируют с общим ритмом линий всей скульптурной композиции. Голова воина слегка склонена вперед, взгляд направлен по линии знамени. Скульптура выпол ­ нена в светлых тонах, символизирующих светлую память погибшим.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz