Самсыка А.А. Искусство скульптуры в городских ландшафтах Мурманска. Мурманск. 2016, № 2, с. 33 - 56.

38 100-летний МОЛОДОЙ нас будет вообще не актуальна современность одежды этой статуи, ведь для них она все равно будет из прошлой эпохи. А вот эмоции, исходящие от памятника - символа любви и верности, будут актуальны всегда. Внимание сосредотачивается на позе статуи, ее взгляде, выражении лица, одним словом, на эмоциональном портрете скульптуры. Возможно, среди представленных на конкурс проектов был более интересный вариант, но надо отметить, что этот не худший среди них, так как сам уровень конкурса оставался невысоким. Но мы теперь рассматриваем то, что имеем. Волосы Ждущей развеваются на ветру и рит ­ мично повторяют линию плаща. Фактура памят ­ ника гладкая. Ритм линий также передает движе ­ ние, эмоциональность. Скульптура лирического характера, образ женщины романтичен. Рядом со статуей женщины на четырехгранном вертикальном постаменте помещена скульптура чайки на собственном, имеющем форму кнехта*, постаменте, соразмерном фигуре птицы. На основ ­ ном постаменте выполнен живописный рельеф мор ­ ской волны, а над ним надпись - «Умеющим ждать». Вся скульптурная композиция установлена на невысоком восьмиугольном подиуме из гранита. На подиуме установлена мемориальная доска, на которой золотыми буквами выбито стихотворение В. Тимофеева: Пусть всех, кто в море надолго уходит, Рыбацкие суда и корабли — Пусть их в родимый порт, домой приводят Вот эта Ждущая, как образ всей Земли. Взмах крыльев чайки, присевшей у ног жен ­ щины, соответствуют движениям ее рук в привет ­ ственном жесте. В целом в скульптурной компо ­ зиции прослеживаются ритмика линий и пла ­ стичность движений. Этот трепетный момент ожидания передает дух жизни портового города — город и море, встречи и расставания, надежда на новую скорую встречу. Постановка памятника рассчитана на его кру ­ говой обход и обозрение со всех сторон, что соз ­ дает многогранную характеристику образа. Вокруг памятника оформлена смотровая площадка с ре ­ шетчатым ограждением, расположенная на город ­ ской площади, установлены скамейки, разбит сквер. Скульптурная композиция расположена на открытой местности с видом на залив, таким об * К н е х т — швартовая тумба. разом, женщина словно всматривается вдаль, ожидая встречи с любимым. Ее настроение под ­ черкивает присевшая рядом чайка, будто принес ­ шая ей весть о скором свидании. За статуей расположены жилые дома, тем са ­ мым создавая впечатление, что женщина вышла из одного из этих домов на берег залива. И сколь ­ ко еще морячек живут в этих домах и также с нетерпением ждут. В лице этой женщины сосре ­ доточен образ всех ждущих жен и матерей. Памятник хорошо виден с возвращающихся в мурманский порт кораблей. В Мурманске есть очень интересный памятник, тесно связанный с темой моря, — памятник ры ­ баку на улице Шмидта. В 1933 году на этой улице было построено здание морского рыбопромыш ­ ленного техникума (сейчас — колледж) имени И. И. Месяцева (илл. 4), а рядом с ним установ ­ лена эта скульптура (илл. 5). Данные о скульпторе и архитекторе в городских архивах не обнаружены. Здание техникума голубого цвета в стиле кон ­ структивизма имеет «форму корабля, идущего на север, к горлу Кольского залива. Если посмотреть на здание издали, то увидишь и острый “ форште ­ вень ” , и закругленную “ корму ” , “ и ходовую рубку с мачтой ” , антенной и радаром... Перед главным входом в здание поставлена скульптура рыбака в рокане, зюйдвестке и сапогах с широкими растру ­ бами — он расправляет сеть, словно готовясь за ­ бросить ее в море» (Киселёв, 2006. С. 70). Илл. 4. Мурманский морской рыбопромышленный колледж имени И. И. Месяцева Памятник отлит из металла и густо покрыт чер ­ ной краской, рядом с ним по краям установлены два якоря. В данной композиции прослеживается прямая связь скульптуры с архитектурой — здание в форме корабля, два якоря у стены и статуя ры ­ бака. Статуя недоступна для обхода вокруг, она тесно примыкает к зданию. Скульптура рыбака

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz