Самсыка А.А. Искусство скульптуры в городских ландшафтах Мурманска. Мурманск. 2016, № 2, с. 33 - 56.

А. А. Самсыка. ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ В ГОРОДСКИХ ЛАНДШАФТАХ МУРМАНСКА 37 конструктивизма. Его объем соразмерен окру ­ жающему ландшафту, а конфигурация представ ­ лена в форме плывущего большого изящного ко ­ рабля. Скульптура чайки на фоне такого живо ­ писного пространства очень поэтична. Нельзя оставить без внимания скульптуру, вы ­ полненную смоленскими авторами — И. Чумако ­ вым и Ю. Анушко. Памятный знак Ждущей был установлен в Мурманске на улице имени Саши Колвалёва в 2012 году (илл. 3). Идея создания такого памятника появилась ещё в 80-х годах прошлого века. Мурманский поэт Виктор Тимофеев, бывший штурман «Мурман- сельди», в 1980 году написал поэму «Сентимен ­ тальная вахта». В ней Виктор Леонтьевич расска ­ зал историю написания своего произведения. Вы ­ яснилось, что за образом главной героини стоит реальный человек, и ситуация, изложенная поэ ­ том в стихах, также реальна. Приморский город Крепко ждать обучен, Доверчив он и долготерпелив. Он верит: Встанет изваянье Ждущей, Встречающей из рейсов корабли! (Тимофеев, 2001. С. 248) Поэт и город верили не зря. В 1986 году состо ­ ялся первый конкурс эскизов. Но тяжёлая ситуа ­ ция остановила проект. Затем уже в 90-е годы был второй конкурс эскизов, но его также остановил очередной кризис. И вот, наконец, третья попытка оказалась наиболее удачной и завершённой — про ­ шла она в 2011 году. Также решили сделать смот ­ ровую площадку и сквер. На конкурс было пред ­ ставлено несколько эскизов. Обсуждений и спо ­ ров было много. Рассмотреть все эскизы памятника в рамках одной статьи невозможно, остановимся на про ­ екте смоленских скульпторов, выигравших кон ­ курс. Установленную статую отливали в Смолен ­ ске, но потом, учитывая замечания жюри, дораба ­ тывали памятник уже в Мурманске. Изменения коснулись прически и пропорций статуи. Поста ­ мент под нее делали в Мурманске в ЗАО «Кола- Гранит» из кузреченского гранита — мастер по камню Евгений Панасенко. На высоком гранитном постаменте располо ­ жена бронзовая статуя женщины, с надеждой всматривающейся вдаль. Скульптор изобразил мягкие черты лица женщины славянской внеш ­ ности в легкой улыбке. Статуя опирается на пра- Илл. 3. Памятный знак Ждущей вую ногу, левая немного сзади, вся фигура с не ­ терпением устремлена вперед. Левая рука жен ­ щины поднята в приветственном взмахе, а правая, согнутая в локте, прижимает к груди букет цветов из незабудок, приготовленный для ее любимого. Незабудка — символ постоянства и верности у многих народов. Известно, что одна из древнегре ­ ческих легенд повествует о незабудке как о цветке разлуки и верности. Не случайно цветок назван незабудкой: «не забывай», «помни», «будь верен». В Мурманске в природе незабудки не произрас ­ тают, но их уже много лет успешно выращивают на городских клумбах, в теплицах. В позе статуи передано глубокое витальное дви ­ жение, движение-переживание, экспрессия. Платье классического покроя, правда, не совсем современного, плотно облегает фигуру молодой женщины, полы расстегнутого плаща откинуты ветром назад. Но что значит современность одежды в скульптуре? Нужно ли вообще в памят ­ нике подобной тематики подчеркивать реализм? Изначально название памятника звучало как па ­ мятный знак Ждущей, т. е. как символ любви и верности (Архив КТТР Мурманска. Д. 32-К). Мо ­ ряков и рыбаков ждали и 60 лет назад, и в настоя ­ щее время, и в будущем будут ждать. Представим себе, что пройдет еще 20 — 30 лет, и живущим после

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz