Самсыка А.А. Искусство скульптуры в городских ландшафтах Мурманска. Мурманск. 2016, № 2, с. 33 - 56.

А. А. Самсыка. ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ В ГОРОДСКИХ ЛАНДШАФТАХ МУРМАНСКА 35 Илл. 1. Памятник славянским первоучителям — Кириллу и Мефодию (ссылки на источники фотографий в конце статьи) отражает свет. Кроме того, бронза меньше под ­ вержена влиянию времени и сырому воздуху, что также важно в условиях Крайнего Севера. Серова ­ тый оттенок статуй хорошо воспринимается в су ­ ровом климате Севера, где очень много пасмур ­ ных дней. Об этом памятнике не раз упоминается в лите ­ ратуре по краеведению и в средствах массовой ин ­ формации г. Мурманска. К тринадцатой годов ­ щине открытия монумента в газете «Мурманский вестник» появилась заметка «Бронза хранит па ­ мять», автор которой выражает свое мнение: «Как мне кажется, да, наверное, и не мне од ­ ному, памятник в свое время чрезвычайно удачно, точно вписали в город. Он абсолютно на своем месте, где и должен быть. Огорчает, правда, что до сих пор так и не удалось полностью осуществить проект “ привязки ” монумента к городскому про ­ странству. По мысли болгарского архитектора Ивана Иванчева, постамент должен был быть вдвое выше. Для него необходим большого раз ­ мера мелкозернистый камень, какого у нас в обла ­ сти нет. Нынешний постамент считали времен ­ ным. Где там! Еще двадцать лет пройдет, а подхо ­ дящего камня нам не видать. Как и букв бронзо ­ вых — Кирилл и Мефодий, они должны были бьггь на постаменте. Буквы, как рассказывала мне Наталья Емельянова, в 1990-м — главный архи ­ тектор Мурманска, долго хранились в управлении архитектуры, а потом исчезли бесследно. Оно и понятно, цветной металл, однако... Любопытно, что по плану мурманских архитекторов памятник должен был быть оснащен подсветкой. Помимо этого предполагалось обустроить и всю прилегаю ­ щую к нему площадь: установить светильники, со ­ звучные стилю монумента скамейки, специально изготовленные урны» (Коржов, 2013). Однако умеренно высокий постамент делает воз ­ можным контакт зрителя с памятником. Скульп ­ турная композиция гармонично связана с окруже ­ нием. Стоящие рядом деревья придают памятнику связь с природой, установленные теперь на пло ­ щади лавочки - с людьми, книга — с библиотекой, находящейся рядом. Невольно возникает желание присесть на одну из скамеек и поразмышлять, а может, и зайти в библиотеку - храм знаний.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz