Самсыка А.А. Искусство скульптуры в городских ландшафтах Мурманска. Мурманск. 2016, № 2, с. 33 - 56.

А. А. Самсыка. ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ В ГОРОДСКИХ ЛАНДШАФТАХ МУРМАНСКА 53 Однако стили в скульптуре и архитектуре зда ­ ний современных конструкций, находящихся на противоположной стороне бассейна и Ледового дворца, не спорят между собой в этом городском ландшафте. Символика руки с земным шаром органично вписывается в ритм окружающей го ­ родской архитектуры, а вот медведи вносят неко ­ торую экзотику. Но на фоне здания Дома культуры моряков, голубого цвета с белым декором, мед ­ веди чувствуют себя вполне на своем месте. Кроме того, это здание в своем названии отражает мор ­ скую тематику и тем самым подчеркивает идей ­ ную гармонию архитектуры и скульптур жи ­ вотных. Помимо статуарной группы белых медведей у Дома культуры моряков, скульптуры медведей установлены перед зданием бывшего Дома между ­ рейсового отдыха моряков Мурманского трало ­ вого флота на ул. Шмидта, также выполненные из гипса (илл. 25). Здесь скульптурой украшена ши ­ рокая лестница перед входом в здание. Справа расположилась белая медведица с медвежонком, а слева - пара оленей. Медведица очень трога ­ тельно протянула большую лапу к маленькому тельцу своего детеныша, а олени, элегантно рас ­ положившись на своем постаменте, трепетно всматриваются в окружающее пространство. По ­ стаменты низкие, скульптуры животных выглядят очень реалистично. Скульптуры оленей и белых медведей у здания Дома междурейсового отдыха моряков появились в 50-е годы прошлого века. Однако до сих пор остается неизвестным имя скульптора или художника, по проекту которого могли быть сделаны статуи этих животных. Автору этой статьи попался любопытный материал в Ин ­ тернет-ресурсах о знаменитом скульпторе, худож ­ нике-анималисте, ученом Василии Ватагине (1884 — 1969). Он иллюстрировал «Маугли» Кип ­ линга, а также делал иллюстрации для Большой и Малой советских энциклопедий и научных изда ­ ний по зоологии, палеонтологии и зоогеографии. Работы Ватагина украшают многие парки, сады, фонтаны. Он исходил Кавказ, любовался нетро ­ нутой природой Хибин. На биостанции в Алек ­ сандровске рисовал морскую фауну, собранную в гигантском аквариуме (Ватагин, 1973). Еще одно свидетельство об этом ученом, ху ­ дожнике и скульпторе. В 1920 году В. Ватагин со ­ вершил путешествие по Северу на ледоколе «Малыгин». Он изучал Северный морской путь, Им. 25. Скульптурные группы «Олени» и «Белые медведи» перед зданием бывшего Дома междурейсового отдыха моряков Мурманского тралового флота рисовал белых медведей, оленей. Барельеф с изо ­ бражением медведей при входе в Московский зоо ­ парк принадлежит В. Ватагину. (Из радиопередачи «Эхо Москвы» от 23 декабря 2007 г.) (Собрание Третьяковки. Василий Ватагин). Можно предположить, что и наши мишки сде ­ ланы по его рисункам. Ватагин путешествовал по Северу в 1920 году, а 6 июня 1922 года постановле ­ нием правительства «О государственном торговом флоте» были образованы четыре пароходства: Балтийское, Северное, Черноморско-Азовское и Каспийское. 30 июля 1923 года последовал Декрет об утверждении специальных стеньговых отли ­ чительных флагов (вымпелов) для судов госу ­ дарственного торгового флота. Все четыре вым ­ пела утверждены Постановлением Президиума ЦИК СССР от 29 августа 1924 года «О флагах и вымпелах Союза СССР». На красном вымпеле Северного пароходства (1923 — 1926) изображался белый медведь... (Лого ­ типы и символика...). Возможно, изображенные скульптуры белых медведей в Мурманске продолжают тему рисунков Василия Ватагина. Но это пока только гипотеза, требующая отдельного исследования. Раз уж в этой статье затронута тема анимализма, то можно добавить еще несколько слов о необыч ­ ной скульптуре — коту Семёну, появившейся в Мурманске совсем недавно (илл. 26). Её открытие состоялось 2 октября 2013 года и было приурочено к 97-летию города. Существует такая легенда, что одна мурманская семья потеряла кота Семёна, возвращаясь из

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz