Самсыка А.А. Искусство скульптуры в городских ландшафтах Мурманска. Мурманск. 2016, № 2, с. 33 - 56.

34 100-летний МОЛОДОЙ В Мурманске памятник был установлен в сквере перед зданием областной научной библиотеки, 22 мая 1990 года прошло торжественное и красоч ­ ное открытие памятника. Тот факт, что оригинал памятника стоит перед зданием Народной библио ­ теки в Софии, а его копия - перед зданием научной библиотеки в Мурманске, очень символичен. Памятник представляет собой бронзовую от ­ ливку скульптурной композиции высотой шесть метров. Такая высота монумента вполне гармо ­ нично соотносится с высотой пятиэтажного зда ­ ния областной научной библиотеки. Статуарная группа размещена на небольшой площади, распо ­ ложенной перед библиотекой. Площадь эта теперь по постановлению № 770 от 17 мая 1996 года администрации г. Мурманска называется площа ­ дью Первоучителей (Переченьулиц, проспектов...). Пространство за памятником занимают де ­ ревья, вплотную примыкая к постаменту скульп ­ турной композиции. Бронзовые статуи установ ­ лены на невысоком бетонном постаменте, кото ­ рый, в свою очередь, поставлен на мощное основание из 12 гранитных плит. Такой невысо ­ кий постамент дает ощущение доступности, и его мощность заставляет почувствовать величие по ­ двига этих святых. Пространство перед памятни ­ ком замощено фрагментами пиленого камня. В комплекс входит и обрамление сквера, выпол ­ ненное из блоков серого гранита. Скульптуры стоят близко, практически касаясь друг друга, во фронтальном ракурсе. Таким обра ­ зом, зрителю невольно хочется постоять на неко ­ тором расстоянии перед величественными фигу ­ рами славянских первоучителей и вглядеться в их одухотворенные лица, вдуматься в то учение, ко ­ торое они принесли многим славянским народам. Считается, что изображения Кирилла и Мефо ­ дия не дошли до нас, но в церковных документах XII века есть указания на то, как писать иконы святых Кирилла и Мефодия. В одном из докумен ­ тов сказано: «преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей славянских. Мефодий подо ­ бием стар, власы седы, брада долга ака Власиева, ризы святительские, и аморофор и евангелие. Кон ­ стантин подобием стар и сед вельми, брада аки Ва ­ силия Кесарийского, на концы подвоилася, ризы преподобнические и в схиме, в руках книга разгну- тая, а в ней написана Русская азбука: а, б, в, г, д, е, ж и прочие буквы по ряду» (Огрызко, 1991. С. 6). Автор памятника, наш современник, в облике фигур Кирилла и Мефодия точно передает содер ­ жание той эпохи, в которую они жили, и придер ­ живается строгих канонов в создании скульптуры. Кирилл спокойно и задумчиво стоит, слегка на ­ клонив голову вниз, его взгляд устремлен в рас ­ крытую книгу, которую он держит в левой руке. В ней видны начертания первых букв алфавита. В правой руке у Кирилла — перо, рука полусогнута, и создается впечатление, что сейчас он что-то еще важное там напишет. Держа в руке открытую книгу, Кирилл словно приглашает нас войти в библиотеку, здание которой находится за памят ­ ником, и прикоснуться к мудрости, переданной людям через древние письмена и современные книги. Величавая и полная достоинства фигура Мефо ­ дия дает нам понять всю важность благородной деятельности учителей. В его левой руке — Еван ­ гелие, из чего становится понятным, что братья — христиане. Правой рукой Мефодий поддерживает свиток, который держит Кирилл, тем самым под ­ черкивая, что они вместе совершают одно дело, угодное Богу и людям. Известно, что Мефодий во всем помогал Кириллу. И у Кирилла, и у Мефодия высокий открытый лоб, что подчеркивает в них великих мыслителей. Лица обоих учителей обрамлены бородами, но у Кирилла она поменьше, что указывает на его более молодой возраст. У Мефодия и борода, и весь его более солидный облик говорят о довольно зрелых годах. Взгляд Мефодия направлен слегка в правую сторону, а Кирилла — в левую, и создается ощущение, что в какой-то точке пространства линии их взглядов пересекутся, свидетельствуя об их общей устремленности к одному великому делу просвещения народов. Стержневые линии фигур статуй представляют собой две параллельные симметричные верти ­ кальные оси. Близкое друг к другу расположение статуй, буквально плечом к плечу, говорит не только о кровном родстве братьев, но и их духов ­ ном единении. Фигуры обоих учителей облачены в монашеские ризы, что также свидетельствует о принадлежности их к христианской вере. По фак ­ туре шероховатая серая поверхность бронзовых статуй подчеркивает простоту ткани монашеской одежды. Материал для памятника выбран удачно. Бронза, в отличие от мрамора, не поглощает, а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz