Самсыка А.А. Искусство скульптуры в городских ландшафтах Мурманска. Мурманск. 2016, № 2, с. 33 - 56.
34 100-летний МОЛОДОЙ В Мурманске памятник был установлен в сквере перед зданием областной научной библиотеки, 22 мая 1990 года прошло торжественное и красоч ное открытие памятника. Тот факт, что оригинал памятника стоит перед зданием Народной библио теки в Софии, а его копия - перед зданием научной библиотеки в Мурманске, очень символичен. Памятник представляет собой бронзовую от ливку скульптурной композиции высотой шесть метров. Такая высота монумента вполне гармо нично соотносится с высотой пятиэтажного зда ния областной научной библиотеки. Статуарная группа размещена на небольшой площади, распо ложенной перед библиотекой. Площадь эта теперь по постановлению № 770 от 17 мая 1996 года администрации г. Мурманска называется площа дью Первоучителей (Переченьулиц, проспектов...). Пространство за памятником занимают де ревья, вплотную примыкая к постаменту скульп турной композиции. Бронзовые статуи установ лены на невысоком бетонном постаменте, кото рый, в свою очередь, поставлен на мощное основание из 12 гранитных плит. Такой невысо кий постамент дает ощущение доступности, и его мощность заставляет почувствовать величие по двига этих святых. Пространство перед памятни ком замощено фрагментами пиленого камня. В комплекс входит и обрамление сквера, выпол ненное из блоков серого гранита. Скульптуры стоят близко, практически касаясь друг друга, во фронтальном ракурсе. Таким обра зом, зрителю невольно хочется постоять на неко тором расстоянии перед величественными фигу рами славянских первоучителей и вглядеться в их одухотворенные лица, вдуматься в то учение, ко торое они принесли многим славянским народам. Считается, что изображения Кирилла и Мефо дия не дошли до нас, но в церковных документах XII века есть указания на то, как писать иконы святых Кирилла и Мефодия. В одном из докумен тов сказано: «преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей славянских. Мефодий подо бием стар, власы седы, брада долга ака Власиева, ризы святительские, и аморофор и евангелие. Кон стантин подобием стар и сед вельми, брада аки Ва силия Кесарийского, на концы подвоилася, ризы преподобнические и в схиме, в руках книга разгну- тая, а в ней написана Русская азбука: а, б, в, г, д, е, ж и прочие буквы по ряду» (Огрызко, 1991. С. 6). Автор памятника, наш современник, в облике фигур Кирилла и Мефодия точно передает содер жание той эпохи, в которую они жили, и придер живается строгих канонов в создании скульптуры. Кирилл спокойно и задумчиво стоит, слегка на клонив голову вниз, его взгляд устремлен в рас крытую книгу, которую он держит в левой руке. В ней видны начертания первых букв алфавита. В правой руке у Кирилла — перо, рука полусогнута, и создается впечатление, что сейчас он что-то еще важное там напишет. Держа в руке открытую книгу, Кирилл словно приглашает нас войти в библиотеку, здание которой находится за памят ником, и прикоснуться к мудрости, переданной людям через древние письмена и современные книги. Величавая и полная достоинства фигура Мефо дия дает нам понять всю важность благородной деятельности учителей. В его левой руке — Еван гелие, из чего становится понятным, что братья — христиане. Правой рукой Мефодий поддерживает свиток, который держит Кирилл, тем самым под черкивая, что они вместе совершают одно дело, угодное Богу и людям. Известно, что Мефодий во всем помогал Кириллу. И у Кирилла, и у Мефодия высокий открытый лоб, что подчеркивает в них великих мыслителей. Лица обоих учителей обрамлены бородами, но у Кирилла она поменьше, что указывает на его более молодой возраст. У Мефодия и борода, и весь его более солидный облик говорят о довольно зрелых годах. Взгляд Мефодия направлен слегка в правую сторону, а Кирилла — в левую, и создается ощущение, что в какой-то точке пространства линии их взглядов пересекутся, свидетельствуя об их общей устремленности к одному великому делу просвещения народов. Стержневые линии фигур статуй представляют собой две параллельные симметричные верти кальные оси. Близкое друг к другу расположение статуй, буквально плечом к плечу, говорит не только о кровном родстве братьев, но и их духов ном единении. Фигуры обоих учителей облачены в монашеские ризы, что также свидетельствует о принадлежности их к христианской вере. По фак туре шероховатая серая поверхность бронзовых статуй подчеркивает простоту ткани монашеской одежды. Материал для памятника выбран удачно. Бронза, в отличие от мрамора, не поглощает, а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz