Самсыка А.А. Искусство скульптуры в городских ландшафтах Мурманска. Мурманск. 2016, № 2, с. 33 - 56.

А. А. Самсыка. ИСКУССТВО СКУЛЬПТУРЫ В ГОРОДСКИХ ЛАНДШАФТАХ МУРМАНСКА 49 ленского. В 1940 году вокруг памятника был раз ­ бит сквер (Свод памятников... 2012. С. 58). Бронзовая статуя Кирова установлена на гране ­ ном бетонном постаменте высотой почти в пять метров. Основание постамента опирается на не ­ сколько круглых разного диаметра плит, располо ­ женных ступенчато, которые окаймляет неболь ­ шая клумба. Фигура героя представлена в движении с под ­ нятой уверенным жестом вверх правой рукой. Одежда характерна для того времени: гимнастерка с армейским ремнем на поясе и галифе, заправ ­ ленные в сапоги. Полы расстегнутой шинели словно обдувает ветер, придавая динамизм фигуре. Скульптор передает уверенность и достоинство своего героя — открытый проницательный взгляд, широкие скулы, волевой подбородок. В то же время, в статуе автору удалось показать психоло ­ гичность образа Кирова, одухотворенность, чело ­ вечность, несмотря на его строгость как партий ­ ного лидера. Лестница, ведущая к административному зда ­ нию в стиле неоклассицизма на центральной аллее в сквере, где установлен памятник, выло ­ жена гранитными плитами. Сквер огражден ме ­ таллической решеткой. Это первый монумент, установленный в Мур ­ манске, являющийся скульптурным портретом в полный рост, который отлит из «бронзы много- пудья». Таким образом, этот памятник представляет интерес не только как памятник искусства, но и как памятник историческим событиям нашего края. В годы существования Советского Союза в ис ­ кусстве формируется такое направление, как со ­ циалистический реализм. Одной из официальных установок является задача — «создание образа вождя». Стандартные скульптуры вождей (бюсты, полуфигуры, фигуры) — отливки, копии устанав ­ ливались повсеместно. В советский период в каждом городе обязательно были памятники В. И. Ленину (илл. 20). Есть такой памятник и в нашем городе на одноименном про ­ спекте Ленина, в сквере у дома № 63. Установлен 3 ноября 1957 года к 40-й годовщине Великой Ок ­ тябрьской революции. Скульптор — Н. В. Томский, архитектор — Л. В. Сизиков. Согласно проекту ар ­ хитектора Л. В. Сизикова памятник был установ ­ лен в курдонёре, образованном жилым домом № 63. Бронзовая скульптура, отлитая на Мыти ­ щинском заводе художественного литья, является Илл. 20. Памятник В. И. Ленину копией одного из памятников В. И. Ленину работы выдающегося советского скульптора-монумента ­ листа Н. В. Томского (Там же). Так, памятник расположили на участке у П-об- разного пятиэтажного жилого дома. Архитектор точно определил пропорции всей композиции, исходя из высоты окружающих зданий, размеров площадки, ширины проспекта Ленина. Памятник благодаря разности отметок у тротуара и пло ­ щадки между зданиями был «врезан» в откос и по ­ ставлен несколько в глубь от красной линии. Это дало возможность организовать подходы к мону ­ менту, пластично решить подпорные стенки, под ­ черкнуть вертикальность композиции. По четырем сторонам от монумента установлены оригинальные светильники, освещающие всю композицию в долгую полярную ночь (Неруш, 1998. С. 110). Спуск к проспекту облицевали плитами красно ­ коричневого цвета карельского гранита, разбили газоны. Тем же полированным камнем оформлен цоколь памятника, к которому ведут пять ступеней. Высота скульптуры 6 метров, постамента — более 11 метров. В. И. Ленин изображен в традициях советского монументального искусства. Левая его рука, откинув расстегнутое пальто, крепко дер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz