Самсыка А.А. Искусство скульптуры в городских ландшафтах Мурманска. Мурманск. 2016, № 2, с. 33 - 56.

42 100-летний МОЛОДОЙ Илл. 9. Памятник пограничникам Арктики дители ФСБ, области и города, а средства соби ­ рали сотрудники погрануправления, Офицерское собрание, предприятия и организации региона. Строительство памятника было включено в про ­ грамму подготовки к празднованию 100-летия Мурманска. Автором проекта стал заслуженный скульптор России Иван Мельников. Пятиметро ­ вые скульптуры из бронзы были отлиты в Смо ­ ленске, затем собраны в единую композицию и доставлены в Мурманск. Открытие памятника со ­ стоялось в канун 95-летия погранвойск и 75-летия Мурманской области. Памятник является симво ­ лом чести и отваги всех поколений погранични ­ ков, достойно выполнявших свои боевые задачи и в мирное, и в военное время. Высокий, широкий постамент прямоугольной формы имеет ступенчатое основание. На поста ­ менте изображен природный ландшафт, символи ­ зирующий суровые северные скалы, в центре которого возвышается пограничный столб А-35, стоявший на хребте Муста-Тунтури — рубеже советско-финляндской границы, который так и не смогли преодолеть гитлеровцы. На столбе над его номером изображен Государственный Герб Совет ­ ского Союза. Вокруг столба скульптор изобразил символический пограничный наряд из трех чело ­ век — сухопутный пограничник, моряк-погранич ­ ник и летчик, а также четвертый член команды - овчарка. Таким образом, три пограничника охра ­ няют наши рубежи — сухопутные, морские и воз ­ душные. Перед нами групповой скульптурный портрет, в котором фигуры представлены в полный рост. Скульптурная композиция включает в себя три статуи воинов-пограничников, расположенные полукругом вокруг пограничного столба. Каждая из статуй представлена в обмундировании, соот ­ ветствующем определенному роду войск. Воин, находящийся в центре скульптурной компози ­ ции, держит за спиной оружие, у летчика, стоя ­ щего слева, в руках планшет, а пограничник, стоящий справа, держит бинокль. Рядом с цент ­ ральной фигурой пограничника сидит его вер ­ ный пес. Взгляды всех трех воинов устремлены вперед, выражение лиц спокойное, твердое и уверенное. Умный, дрессированный пес, навострив уши, на ­ стороженно смотрит вдаль, готовый в любой мо ­ мент исполнить команду своего хозяина. Статуи изображены в реалистической манере. Памятник можно обойти вокруг, однако стату ­ арная группа размещена таким образом, что наи ­ лучшими ракурсами для осмотра являются фрон ­ тальный и боковые позиции под углом примерно 45 градусов. За памятником находятся деревья, перед памятником в сквере оформлена небольшая уютная площадка с лавочками. Здесь любят бы ­ вать мурманчане и гости города, а в праздничные дни у памятника проходят торжественные меро ­ приятия. Мы рассмотрели несколько видов скульптур ­ ных портретов. Портрет — это изображение того или иного человека, произведенное средствами живописи, гравирования или скульптуры. Скульп ­ турные портреты делаются в виде герм* — голова с шеей, бюстов — голова и верхняя часть туловища и статуй — фигура во весь рост. В зависимости от назначения, специфики формы, характера испол- * Г е р м а — четырехгранный столб, завершенный скульптур ­ ной головой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz