Самсыка А.А. О философском наследии Рерихов. Наука и бизнес на Мурмане. 2014, № 2, с. 42 - 58.

1 it ■ « Jim wl и 1 J А. А. САМСЫКА О философском наследии Рерихов К аждого из четырех представителей семьи Ре ­ рихов — Николая Константиновича, его супругу Елену Ивановну, сыновей Юрия Николаевича и Святослава Николаевича — можно назвать великими мыслителями. Перу каждого из них принадлежит множество статей, очерков, дневниковых записей. Николай Рерих, будучи по образованию не только художником и историком, но и юристом, свои философские воззрения воплотил в разрабо ­ танной им концепции по охране культурных цен ­ ностей, получившей название Пакта Рериха. Это уникальный юридический документ, подписан ­ ный многими странами мира. Идеи Пакта Рериха легли в основу Гаагской конвенции 1954 года. Оте ­ чественное правоведение и философия права во многом обогатились бы, направив свое внимание на изучение Пакта Рериха, в котором присут ­ ствует исторический, философский, космический и эволюционный аспекты. Особого внимания заслуживают философские стихи Николая Рериха под общим названием «Цветы Мории», предваряющие философское учение Живая Этика. Юрий Рерих, будучи ученым-востоковедом, изучавшим восточную философию, писал о йоге как системе древнеиндийской философии. Святослав Рерих, как мыслитель, интересо ­ вался темой становления совершенного человека. Главной задачей человека он считал пробуждение его скрытых духовных сил, самовоспитание своего внутреннего «я», о чем он писал в своих очерках. Его художественные полотна наполнены глубо ­ ким философским содержанием. Но если говорить непосредственно о философии, то здесь нужно рассматривать духовно-философ ­ ское учение Живая Этика (второе название — Агни Йога), состоящее из четырнадцати книг. Первые несколько глав этого учения были запи ­ саны Николаем Константиновичем, а все осталь ­ ные записала и систематизировала Елена Ива ­ новна. Запись учения началась 24 марта 1920 года в Лондоне. Почти столетие прошло с того момента, и в течение всего этого времени интерес к учению все более расширяется. Оно привлекает философов, ученых, педагогов, медиков, представителей ис ­ кусства и культуры, общественных деятелей и про ­ стых людей. Каждый находит в Живой Этике от ­ веты на вопросы, как по своему предмету, так и по общечеловеческим проблемам. Но, видимо, по ­ тому, что учение рассматривает такой широкий спектр задач, вокруг него возникает немало споров. Прежде всего, это касается философского аспекта: одни относят Живую Этику к натурфило ­ софии, другие считают ее идеалистическим уче ­ нием, третьи акцентируют внимание на метафи ­ зике. Это перечисление можно было бы продол ­ жить. Проблема в том, что если оставить в стороне религиозную философию различных мировых ре ­ лигий, то можно отметить, что современная фи ­ лософская система берет за основу западноевро ­ пейские концепции. В результате, если посмот ­ реть на историю развития философии, то она предстанет в противоречивых односторонних спо ­ собах постижения мира - это эмпиризм, или ра ­ ционализм, или мистицизм и др. Предыдущие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz