Самсыка А.А. О философском наследии Рерихов. Наука и бизнес на Мурмане. 2014, № 2, с. 42 - 58.

А. А. Самсыка. О ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ РЕРИХОВ 15 Елены Ивановны хранятся в фонде отдела руко ­ писей Международного Центра Рерихов, которые ждут своего времени издания. В Москве в Международном Центре Рерихов ежегодно проводятся научно-практические кон ­ ференции, посвященные изучению философского наследия Рерихов, в которых принимают участие ученые, работники культуры и искусства, общест ­ венные деятели нашей страны и зарубежья. Кон ­ ференции акцентируют внимание на ряде науч ­ ных проблем, в числе которых можно назвать следующие: специфика научного познания и границы его применимости; вненаучный способ познания и его роль в полу ­ чении новой информации о человеке, явлениях природы, Космосе; соотношение и роль научного и вненаучного способов познания в процессе развития косми ­ ческого мировоззрения; направления формирования новой системы познания и роль в этом процессе науки, искусства, нравственных ценностей и религиозного опыта человечества; новая система познания и внутренний мир человека; космическое мышление и проблемы совер ­ шенствования человека. Рериховские организации, в том числе и Мур ­ манское Рериховское общество, в своих регионах в силу своих возможностей стараются популяри ­ зировать наследие семьи Рерихов, а также помо ­ гать сохранению и развитию культуры в сотруд ­ ничестве с культурными, образовательными, научными учреждениями города и области. Мур ­ манским Рериховским обществом проводятся различные культурные мероприятия — лекции, конференции, Рериховские чтения, мероприятия для студентов и для детей, устраиваются выставки. Остается отметить еще два важных момента. Первый момент — это то, что такое емкое учение, как Живая Этика, было дано через женщину. Этот момент освещен в самом учении. Наступает время, когда во всем мире становится активным женское Начало. В истории человечества существовали разные периоды, когда то или иное Начало главенство ­ вало над другим Началом. Это трагические момен ­ ты истории. Не должно быть ни вражды, ни сорев ­ нования между мужским и женским Началами. Только равновесие между Началами ведет цивили ­ зацию к прогрессу. Закон равновесия Начал — космический закон. Падение государств, гибель цивилизаций и гибель материков часто начи ­ нается с падения нравов, с извращения и искаже ­ ния этого великого закона жизни. Говоря о равно ­ весии двух Начал, важно в то же время понимать, что у каждого Начала есть свои определенные роли. Каждое из Начал наиболее правильно про ­ является в своей роли и не годится для роли другого (Самсыка, 20 1 2. С. 272). Ввиду того, что положение женщины в общест ­ ве на протяжении многих веков было унижено, теперь для восстановления равновесия между Началами ведущая роль отводится женщине. Второй момент - впервые духовно-философ ­ ское учение давалось на русском языке. Это еще раз подтверждает давно предсказанную будущую ведущую роль России для всего мира, ее духовную миссию. Потому и начинается учение Живой Эти ­ ки словами: «В Новую Россию Моя первая весть» (Учение Живой Этики. Введение.., 1993). Но в 1920 году, когда Рерихи начали первые записи Учения, в России была очень сложная обстановка, и Учителя направили их в другой конец мира. Прожив половину своей жизни в России, затем проведя несколько лет в Карелии, Финляндии и проехав по Скандинавским странам (1915 — 1919), Рерихи прибывают в Лондон в 1920 году, где и начинается запись учения Живой Этики. Потом на их пути были Америка, Индия, четы ­ рехлетний (1924 — 1928) маршрут Центрально- Азиатской экспедиции. В план экспедиции вхо ­ дило посещение Москвы. В 1926 году, как уже было упомянуто, Рерихи посетили Москву и передали советскому правительству одну из книг Живой Этики — «Общину», письмо от гималай ­ ских Махатм и картины Николая Рериха, напи ­ санные на маршруте экспедиции. Л. В. Шапошникова в своем интервью коррес ­ понденту «Российской газеты» по этому поводу отмечает следующее: «В Москву Рерихи привезли несколько даров. Первый — семь картин... Второй — это ларец с гималайской землей. Третий — это книга, которая называлась "Община"... Мы можем считать, что и письмо Учителей-Махатм совет ­ скому народу тоже было даром. Эти дары имели большой философский смысл. Их нужно рассмат ­ ривать эволюционно» (Алексеев, 2011). О том, как отнеслись в России к этим дарам, Шапошникова говорит: «Что касается книги "Община", то эта книга была, действительно,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz