Самсыка А.А. О философском наследии Рерихов. Наука и бизнес на Мурмане. 2014, № 2, с. 42 - 58.

14 РЕРИХИ. ПОД ЗНАМЕНЕМ МИРА. К 80-ЛЕТИЮ ПАКТА РЕРИХА архивов». В статье А. Шальнев пишет: «Доку ­ менты пролежали на тайных полках почти семь десятилетий. Касаются они Николая Константи ­ новича Рериха. И вовсе не свидетельствуют о том, что выдающийся русский художник был агентом ОГПУ, или о том, что, агентом формально не являясь, Н.К. Рерих выполнял разовые задания органов» (Шальнев). Документы о Рерихах из службы внешней разведки РФ рассекречены и на одной из конференций открыто переданы в фонд отдела рукописей Международного Центра Рерихов ( http://www.icr.su/riis/departments/manuscripts ) . Попытка представить Н. К. Рериха эмигрантом, покинувшим Россию, также несостоятельна. Он был ученым и путешественником, который объехал многие страны, не меняя гражданства, со стрем ­ лением все достижения принести своей Родине — России. Но вернуться, дождавшись «хрущевской оттепели», удалось только его старшему сыну — Юрию Рериху. Заслуги Юрия Рериха велики - работая в Московском институте востоковедения, он буквально возродил советскую школу востоко ­ ведения. Усилиями младшего сына Святослава Никола ­ евича наследие семьи Рерихов было передано в Россию, и на его основе в Москве создан Между ­ народный Центр-Музей имени Н. К. Рериха. Пакт Рериха и Знамя Мира продолжают объединять многие культурные сообщества в разных странах (Самсыка). Возвращаясь к теме философского наследия Рерихов, еще раз подчеркнем суть учения Живой Этики словами Л. В. Шапошниковой: «При рас ­ смотрении места Живой Этики в современной философии следует отметить одно важное обсто ­ ятельство. Эта философская система находится как бы “ вне ” : вне конфессий, вне традиционного эзотеризма и, наконец, вне официальной фило ­ софии. “ Вне конфессий ” находится весь духов ­ ный опыт связи с Высшим, представленный в Живой Этике, что определяет негативное к ней отношение церкви, претендующей на монополию в этом вопросе. “ Вне эзотерики ” остается также актуальным для Живой Этики, несмотря на то, что некоторые философы упорно стараются ее загнать в эзотерическое пространство. Такая попытка крайне неплодотворна, ибо Живая Этика, в отличие от эзотерики, представляет собой откры ­ тую систему. В то же время не вызывает сомнения, что создатели Живой Этики использовали миро ­ вой эзотерический опыт, как и религиозный, в той его части, которая сохранила значение для концепции космической эволюции. Вместе с тем, являясь философией более широкого диапазона, охватывая не только эзотерический опыт, но и, например, общественное устройство и ряд других, вполне открытых проблем, Живая Этика ни в коей мере не может быть поставлена в ряд тради ­ ционной эзотерики. Включение ее в подобное направление свидетельствует о наличии в совре ­ менном философском мышлении определенных старых, уже отживших стереотипов» (Шапошни ­ кова, 2008. С. 213). Далее Людмила Васильевна говорит: «Неприя ­ тие Живой Этики традиционной, так называемой научной философией объясняется в первую оче ­ редь тем, что новое не сразу воспринимается, нередко отрицается, а традиция старого мышле ­ ния препятствует введению этого нового в науч ­ ный оборот. При этом надо учитывать и то обстоятельство, что тексты Живой Этики поданы в нетрадици ­ онной философской форме, к которой те, кто занимался философией в период господства “ вечно живого учения ” , естественно, не при ­ выкли. И сам метод ее создания, называющийся свидетельством, многих не только отталкивает от новой философской системы, но и крайне затруд ­ няет ее понимание. Для того, чтобы это все преодолеть, требуется немалое время, неутоми ­ мый творческий труд и последовательное расши ­ рение сознания наиболее образованной части общества» (Там же). Продолжая эту те му, Шапошникова пишет: «Но если Живая Этика находится вне перечисленных выше областей познания, то это не значит, что она оказалась в пустоте или признается только диле ­ тантами и неподготовленными в научном отно ­ шении людьми. Она опирается на прочный фун ­ дамент формирующегося нового мышления, новой научной парадигмы, нового космического мироощущения» (Там же). Необходимо упомянуть и другие труды Е. И. Ре ­ рих. В 2000 году Международным Центром Рери ­ хов был выпущен сборник «У Порога Нового Мира», куда вошли такие труды Е. И. Рерих, как «Сны и видения», «Огненный опыт», «Космо ­ логические записи», «Изучение свойств человека». Но еще большое количество рукописных тетрадей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz