Самсыка А.А. О философском наследии Рерихов. Наука и бизнес на Мурмане. 2014, № 2, с. 42 - 58.

А. А. Самсыка. О ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ РЕРИХОВ 11 няя, так и внешняя. Применяется в Агни Йоге и такой метод, как медитация, но его смысл заклю ­ чается в размышлении над прочитанными текста ­ ми учения Живой Этики. Так складывается особый, но естественный образ жизни. И таким образом без механических сложных психотехник происходит постепенное раскрытие центров высшего сознания естест ­ венным путем и без опасности для здоровья. Далее — книга «Беспредельность» (1930). Она состоит из двух частей и является одной из самых сложных книг учения Живой Этики, в которой говорится о Тонких Мирах и многомерности мате ­ рии, о космических энергиях, о законах мирозда ­ ния и эволюции жизни. По сути «Беспредель ­ ность» — это высшая космогония. Седьмая книга — «Иерархия» (1931). Иерархия по сути и есть та лестница Иакова, о которой сказано в Евангелии, но в Живой Этике говорится об Учителях человечества уже не иносказательно, а вполне конкретно. Далее следует восьмая книга учения Живой Этики — «Сердце» (1932). Речь в ней идет о сердце, но не только как о физиологическом органе. Сердце является духовным центром человека, органом космической любви. Оно является «мос ­ том» между мирами — физическим и духовным. Здесь же заключено такое понятие, как чаша накоплений. Чаша — это центр высшего сознания человека, в котором запечатлен весь опыт его прошлых жизней, все его мысли и духовные на ­ копления. Насколько эта чаша наполнена, зави ­ сит от собственной эволюции человека. Боль ­ шинство людей не осознает содержания своей чаши накоплений, но по мере духовного пробуж ­ дения раскрывается и чаша. Последовательность записи книг учения Жи ­ вой Этики не случайна. Вначале дается направле ­ ние, в котором человек должен следовать, а затем говорится о тех, кто ведет человечество по этому пути — это Руководители, Старшие Братья чело ­ вечества, Махатмы Шамбалы. Далее указано средство для приближения к Иерархии и Беспре ­ дельности, этим средством является собственное сердце человека. Таким путем человек может достигнуть высшего Огненного Мира. Следующая книга так и называется — «Мир Огненный» (первая часть вышла в 1933 г., вторая — в 1934 г., третья — в 1935 г.). Первая часть книги «Мир Огненный» больше уделяет внимания проявлению огненной, духов- Е. И. Рерих, 1930 г. ной силы в человеке, в то время как вторая и третья части этой книги делают акцент на прост ­ ранственном, космическом проявлении огня. Далее вышли в свет книги учения — «Аум» (1936), «Братство» (1937). Книга «Аум» говорит о внутренней работе ученика над собой, о накоплении психической энергии. В книге «Братство» разворачивается тема об основах человеческого объединения, начатая в книге «Община». Речь идёт о Братстве как о сотрудничестве, как о твердыне Знания. Такое содружество является идеалом человеческих отно ­ шений, и оно осуществимо лишь среди людей высокого духовного развития с высоким созна ­ нием и направленности на общее благо. Последняя книга учения Живой Этики — «Надземное» (1938). По форме и содержанию она значительно отличается от предыдущих книг. Речь в ней идёт о надземном плане бытия, расска ­ зывается о внутреннем укладе Братства Высоких Учителей на протяжении нескольких эпох, о мировом историческом процессе, о воплощениях высоких духов — великих учёных, деятелей культуры, основателей религий. В книге содер ­ жатся сведения об Иисусе Христе. Очень чётко и ясно в Живой Этике говорится о Космических Законах. Кроме того, Живая Этика говорит о расши ­ рении сознания. Этот процесс включает в себя не просто механическое накопление знания, что можно было бы сравнить с расширением сознания по горизонтали, но и указан путь расширения сознания по вертикали — от глубин человеческого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz