Самсыка А.А. О философском наследии Рерихов. Наука и бизнес на Мурмане. 2014, № 2, с. 42 - 58.
10 РЕРИХИ. ПОД ЗНАМЕНЕМ МИРА. К 80-ЛЕТИЮ ПАКТА РЕРИХА ние» (1925) объединены под общим названием - «Листы Сада Мории». Мория - Махатма* Шам балы, духовный Учитель Рерихов. Понятие Сада встречается во многих мировых религиях и духовных учениях Востока и Запада. В целом Сад представляет собой символ райского места. Но Садом можно назвать и духовное созна ние человека, при этом каждый человек должен возделывать свой Сад. К примеру, в китайской традиции вся Поднебесная рассматривается как гигантский Сад Великого Императора, в то время как миниатюрные сады представляют копию земного рая. Символика сада встречается в древней культурной традиции Японии. Также «Сад Солнца» был у инков, которые отождест вляли его с образом всего мироздания. Можно привести пример римлян, рассматривающих погребальные сады как копию Элизиума, или Елисейских полей - места пребывания душ праведников после смерти. В герметизме сад трактуется как символ новой жизни, которую засевает Садовник Жизни — Верховное Божество. В древнегреческой мифологии «Сады Гесперид» с произрастающими там золотыми яблоками были символом вечной молодости. Понятие сада встре чается в христианской иконографии, где ограж денный сад связывался с символикой чистоты, девственности и Девой Марией. В Живой Этике символика понятия сада обобщает все лучшие стороны мировой симво лики садов. Это и мудрость Учителя, и обитель Учителей, это также и духовные сокровища созна ния и сердца человека. Первая книга «Зов» по стилю отличается от остальных книг учения. Стиль этой книги напо минает манеру изложения Николая Константи новича. Последующие книги записывались Еле ной Ивановной, и метод изложения определился окончательно в виде параграфов. Понятие «Зов» подразумевает как внутренний импульс человека к духовному развитию, так и духовный посыл Высшего Мира человеку. Книга вторая — «Озарение», имея в виду, что зов человеком был воспринят, дает первые указания и ‘ Махатма (дев. гЦТгрТТ , mahatma IAST, букв, «великая душа») — в индуистской мифологии и теософии одно из наименований мирового духа. В индуизме имеет значение «спасённый при жизни». В христианстве синонимом термина можно считать понятие «святой». Материал из Википедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F5%E0%F2%EC%E0 направление необходимой работы для следующей эволюционной ступени бытия. Третья книга — «Община» (1926 — 1927) имеет два вида издания: рижское и монгольское. В мон гольском издании более открыто сказано о Рос сии, в нем есть упоминания о Ленине, так как эту книгу Рерихи привезли в Москву советскому правительству в 1926 году в ходе своей Центрально- Азиатской экспедиции. Рижское издание распро странялось в других странах, где о предстоящей духовной миссии России говорить было прежде временно. Книга «Община» содержит учение об общинной жизни. По существу это развёрнутое обращение Учителей Шамбалы к советскому на роду. Книга по сути является продолжением письма Махатм Шамбалы, привезённого Рерихами в Москву вместе с книгой. В то время до народа это послание так и не дошло. Следующая книга «Агни Йога» и все последу ющие книги учения даны после Центрально- Азиатской экспедиции и учитывают ее результаты. Книга «Агни Йога» (1929) включает в себя ос новы духовной практики человека, в ней содер жатся научные гипотезы, вводится много новых понятий и терминологии. О духовных практиках здесь нужно сказать особо. Все предыдущие учения йоги для практических целей самосовершенствования призывали к воздействию на центры высшего сознания чело века или, как их еще называют, чакры. Но в современных условиях, особенно в агрессивной городской среде, древние методы йоги неприем лемы и даже опасны для здоровья людей. Агни Йога среди оптимальных методов само совершенствования человека считает, прежде всего, его нравственно-этическое совершенство вание. Без этого духовное развитие невозможно. Первой практической задачей человека ставится анализ ментальной и эмоционально-чувственной области своего сознания, исправление негативных черт своего характера. В Агни Йоге есть такое понятие, как качества духа. Перечисленными методами человек сам формирует необходимые качества своего духа, нарабатывает психическую энергию для дальнейшего эволюционного разви тия. Важная роль для наработки необходимых качеств духа, психической энергии и духовного самосовершенствования отводится самообразо ванию и творческой деятельности. Также большое значение имеет питание и чистота, как внутрен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz