Самсыка А.А. О философском наследии Рерихов. Наука и бизнес на Мурмане. 2014, № 2, с. 42 - 58.

10 РЕРИХИ. ПОД ЗНАМЕНЕМ МИРА. К 80-ЛЕТИЮ ПАКТА РЕРИХА ние» (1925) объединены под общим названием - «Листы Сада Мории». Мория - Махатма* Шам ­ балы, духовный Учитель Рерихов. Понятие Сада встречается во многих мировых религиях и духовных учениях Востока и Запада. В целом Сад представляет собой символ райского места. Но Садом можно назвать и духовное созна ­ ние человека, при этом каждый человек должен возделывать свой Сад. К примеру, в китайской традиции вся Поднебесная рассматривается как гигантский Сад Великого Императора, в то время как миниатюрные сады представляют копию земного рая. Символика сада встречается в древней культурной традиции Японии. Также «Сад Солнца» был у инков, которые отождест ­ вляли его с образом всего мироздания. Можно привести пример римлян, рассматривающих погребальные сады как копию Элизиума, или Елисейских полей - места пребывания душ праведников после смерти. В герметизме сад трактуется как символ новой жизни, которую засевает Садовник Жизни — Верховное Божество. В древнегреческой мифологии «Сады Гесперид» с произрастающими там золотыми яблоками были символом вечной молодости. Понятие сада встре ­ чается в христианской иконографии, где ограж ­ денный сад связывался с символикой чистоты, девственности и Девой Марией. В Живой Этике символика понятия сада обобщает все лучшие стороны мировой симво ­ лики садов. Это и мудрость Учителя, и обитель Учителей, это также и духовные сокровища созна ­ ния и сердца человека. Первая книга «Зов» по стилю отличается от остальных книг учения. Стиль этой книги напо ­ минает манеру изложения Николая Константи ­ новича. Последующие книги записывались Еле ­ ной Ивановной, и метод изложения определился окончательно в виде параграфов. Понятие «Зов» подразумевает как внутренний импульс человека к духовному развитию, так и духовный посыл Высшего Мира человеку. Книга вторая — «Озарение», имея в виду, что зов человеком был воспринят, дает первые указания и ‘ Махатма (дев. гЦТгрТТ , mahatma IAST, букв, «великая душа») — в индуистской мифологии и теософии одно из наименований мирового духа. В индуизме имеет значение «спасённый при жизни». В христианстве синонимом термина можно считать понятие «святой». Материал из Википедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F5%E0%F2%EC%E0 направление необходимой работы для следующей эволюционной ступени бытия. Третья книга — «Община» (1926 — 1927) имеет два вида издания: рижское и монгольское. В мон ­ гольском издании более открыто сказано о Рос ­ сии, в нем есть упоминания о Ленине, так как эту книгу Рерихи привезли в Москву советскому правительству в 1926 году в ходе своей Центрально- Азиатской экспедиции. Рижское издание распро ­ странялось в других странах, где о предстоящей духовной миссии России говорить было прежде ­ временно. Книга «Община» содержит учение об общинной жизни. По существу это развёрнутое обращение Учителей Шамбалы к советскому на ­ роду. Книга по сути является продолжением письма Махатм Шамбалы, привезённого Рерихами в Москву вместе с книгой. В то время до народа это послание так и не дошло. Следующая книга «Агни Йога» и все последу ­ ющие книги учения даны после Центрально- Азиатской экспедиции и учитывают ее результаты. Книга «Агни Йога» (1929) включает в себя ос ­ новы духовной практики человека, в ней содер ­ жатся научные гипотезы, вводится много новых понятий и терминологии. О духовных практиках здесь нужно сказать особо. Все предыдущие учения йоги для практических целей самосовершенствования призывали к воздействию на центры высшего сознания чело ­ века или, как их еще называют, чакры. Но в современных условиях, особенно в агрессивной городской среде, древние методы йоги неприем ­ лемы и даже опасны для здоровья людей. Агни Йога среди оптимальных методов само ­ совершенствования человека считает, прежде всего, его нравственно-этическое совершенство ­ вание. Без этого духовное развитие невозможно. Первой практической задачей человека ставится анализ ментальной и эмоционально-чувственной области своего сознания, исправление негативных черт своего характера. В Агни Йоге есть такое понятие, как качества духа. Перечисленными методами человек сам формирует необходимые качества своего духа, нарабатывает психическую энергию для дальнейшего эволюционного разви ­ тия. Важная роль для наработки необходимых качеств духа, психической энергии и духовного самосовершенствования отводится самообразо ­ ванию и творческой деятельности. Также большое значение имеет питание и чистота, как внутрен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz