Самсыка А.А. О философском наследии Рерихов. Наука и бизнес на Мурмане. 2014, № 2, с. 42 - 58.
А. А. Самсыка. О ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ РЕРИХОВ 9 Для того, чтобы понимать тексты учения, не обходимы общая образованность человека, его культурное воспитание, а также духовное разви тие. Рерихи всегда подчеркивали важность куль туры, самосовершенствования и всестороннего знания, и сами они являлись тому примером. Учение Живой Этики содержит философские концепции, научные знания, мифологию, глубо кий символизм, оно говорит об искусстве, психо логии, педагогике и медицине, в нем приводятся географические названия и имена исторических лиц. Учение вбирает в себя как западное направ ление, так и восточное. В учении содержится не мало научных гипотез, при обращении к которым современная наука могла бы прийти к новым фун даментальным открытиям, к новой научной пара дигме. Об этом читаем в учении Живой Этики: «Не будем осуждать самое кропотливое исследо вание, когда оно не таит в себе предумышленной враждебности к соседней области. Пусть ученые найдут в себе решимость не отрешаться от того, что им в данное время не известно» (Учение Живой Этики. Братство, 1993). Поэтому при изучении Живой Этики даже об разованный человек вынужден часто обращаться к другой научной литературе, справочникам и эн циклопедиям. Кого-то это отпугивает, кто-то изу чает поверхностно, в результате чего порой полу чаются искажения. Но кто же говорит, что знания даются легко? Разве, изучая любую другую фило софскую систему или науку, не нужно иметь под готовку, осваивать новые понятия и запоминать термины? Кроме того, учение содержит советы, касаю щиеся как обычной повседневной жизни человека, так и глобальных мировоззренческих вопросов, а также оно по-новому освещает проблему поиска смысла жизни и назначения человека в ней. Необходимо отметить тот факт, что русская фи лософская традиция стоит на позиции пере осмысления новоевропейского рационализма, по иске новых типов рациональности и вненаучного знания (искусство, религия, духовные практики). Несмотря на то, что современные представле ния о взаимосвязи развития человека меняются, и внимание обращается на феномен жизни на Земле как результат космической эволюции, и даже порой происходит принятие идей сближения тра диций Востока и Запада, стройной философской системы на этой основе так и не было создано. Живая Этика как целостное учение содержит свою онтологию, космологию, гносеологию и ме тодологию, необходимую для формирования но вого космического мировоззрения. Методология Живой Этики дает как теоретические, так и прак тические способы духовной самореализации че ловека. Онтологический аспект учения охватывает разные уровни мироздания — от проявленного фи зического мира до тонкоматериальных миров и высших духовных, непроявленных планов бытия. Реальность проявленного физического мира пред ставляет собой по сути мир следствий, причины которого лежат в высшей духовной действитель ности. Различные уровни мироздания и Абсолют, вме щающий в себя все, как макрокосм, входят в по нятие космической реальности. Человек, как мик рокосм, также является частью космической ре альности. Соответственно, философия Живой Этики как охватывающая все уровни бытия наз вана философией космической реальности. Таким образом, учение дает направление дальнейшей эволюции планеты и человека на физическом, ин теллектуальном и духовном уровнях. Живая Этика как философия космической ре альности рассматривает такие философские кате гории, как бытие и сознание, понятия времени и пространства, законы общественного развития и космической эволюции. Помимо обычных фило софских категорий, в Живой Этике вводятся новые понятия, такие, как Космический Разум, Космический Магнит, Беспредельность, чувство- знание, духоразумение, духоматерия как единый элемент, движение как эволюционное изменение, психическая энергия и др. Живая Этика обращает внимание на многие направления науки, медицины, педагогики, взаи моотношения мужского и женского начал. В целом учение Живой Этики имеет направление к реализации через науку, но науку усовершенство ванную, одухотворенную, обладающую новой объективной парадигмой. Значительное место в книгах учения отведено проблемам культуры и ци вилизации. Таким образом, начиная от обычных земных проблем и поднимаясь до космических мировоззренческих вопросов, Живая Этика ста новится не просто философской системой, а под линной метафилософией и метазнанием. Учение Живой Этики состоит из четырнадцати книг. Первые две книги - «Зов» (1924) и «Озаре
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz