Самсыка А.А. О философском наследии Рерихов. Наука и бизнес на Мурмане. 2014, № 2, с. 42 - 58.

А. А. Самсыка. О ФИЛОСОФСКОМ НАСЛЕДИИ РЕРИХОВ 9 Для того, чтобы понимать тексты учения, не ­ обходимы общая образованность человека, его культурное воспитание, а также духовное разви ­ тие. Рерихи всегда подчеркивали важность куль ­ туры, самосовершенствования и всестороннего знания, и сами они являлись тому примером. Учение Живой Этики содержит философские концепции, научные знания, мифологию, глубо ­ кий символизм, оно говорит об искусстве, психо ­ логии, педагогике и медицине, в нем приводятся географические названия и имена исторических лиц. Учение вбирает в себя как западное направ ­ ление, так и восточное. В учении содержится не ­ мало научных гипотез, при обращении к которым современная наука могла бы прийти к новым фун ­ даментальным открытиям, к новой научной пара ­ дигме. Об этом читаем в учении Живой Этики: «Не будем осуждать самое кропотливое исследо ­ вание, когда оно не таит в себе предумышленной враждебности к соседней области. Пусть ученые найдут в себе решимость не отрешаться от того, что им в данное время не известно» (Учение Живой Этики. Братство, 1993). Поэтому при изучении Живой Этики даже об ­ разованный человек вынужден часто обращаться к другой научной литературе, справочникам и эн ­ циклопедиям. Кого-то это отпугивает, кто-то изу ­ чает поверхностно, в результате чего порой полу ­ чаются искажения. Но кто же говорит, что знания даются легко? Разве, изучая любую другую фило ­ софскую систему или науку, не нужно иметь под ­ готовку, осваивать новые понятия и запоминать термины? Кроме того, учение содержит советы, касаю ­ щиеся как обычной повседневной жизни человека, так и глобальных мировоззренческих вопросов, а также оно по-новому освещает проблему поиска смысла жизни и назначения человека в ней. Необходимо отметить тот факт, что русская фи ­ лософская традиция стоит на позиции пере ­ осмысления новоевропейского рационализма, по ­ иске новых типов рациональности и вненаучного знания (искусство, религия, духовные практики). Несмотря на то, что современные представле ­ ния о взаимосвязи развития человека меняются, и внимание обращается на феномен жизни на Земле как результат космической эволюции, и даже порой происходит принятие идей сближения тра ­ диций Востока и Запада, стройной философской системы на этой основе так и не было создано. Живая Этика как целостное учение содержит свою онтологию, космологию, гносеологию и ме ­ тодологию, необходимую для формирования но ­ вого космического мировоззрения. Методология Живой Этики дает как теоретические, так и прак ­ тические способы духовной самореализации че ­ ловека. Онтологический аспект учения охватывает разные уровни мироздания — от проявленного фи ­ зического мира до тонкоматериальных миров и высших духовных, непроявленных планов бытия. Реальность проявленного физического мира пред ­ ставляет собой по сути мир следствий, причины которого лежат в высшей духовной действитель ­ ности. Различные уровни мироздания и Абсолют, вме ­ щающий в себя все, как макрокосм, входят в по ­ нятие космической реальности. Человек, как мик ­ рокосм, также является частью космической ре ­ альности. Соответственно, философия Живой Этики как охватывающая все уровни бытия наз ­ вана философией космической реальности. Таким образом, учение дает направление дальнейшей эволюции планеты и человека на физическом, ин ­ теллектуальном и духовном уровнях. Живая Этика как философия космической ре ­ альности рассматривает такие философские кате ­ гории, как бытие и сознание, понятия времени и пространства, законы общественного развития и космической эволюции. Помимо обычных фило ­ софских категорий, в Живой Этике вводятся новые понятия, такие, как Космический Разум, Космический Магнит, Беспредельность, чувство- знание, духоразумение, духоматерия как единый элемент, движение как эволюционное изменение, психическая энергия и др. Живая Этика обращает внимание на многие направления науки, медицины, педагогики, взаи ­ моотношения мужского и женского начал. В целом учение Живой Этики имеет направление к реализации через науку, но науку усовершенство ­ ванную, одухотворенную, обладающую новой объективной парадигмой. Значительное место в книгах учения отведено проблемам культуры и ци ­ вилизации. Таким образом, начиная от обычных земных проблем и поднимаясь до космических мировоззренческих вопросов, Живая Этика ста ­ новится не просто философской системой, а под ­ линной метафилософией и метазнанием. Учение Живой Этики состоит из четырнадцати книг. Первые две книги - «Зов» (1924) и «Озаре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz