Самсыка А.А. О философском наследии Рерихов. Наука и бизнес на Мурмане. 2014, № 2, с. 42 - 58.

РЕРИХИ. ПОД ЗНАМЕНЕМ МИРА. К 80-ЛЕТИЮ ПАКТА РЕРИХА учения страдали либо космоцентризмом, либо антропоцентризмом. Целостной картины мира так и не было представлено. Живая Этика вбирает в себя все предыдущие накопления человеческой мысли. Однако речь идет не об эклектике, содержащей какие-либо части более ранних учений, а о синтезе, выражен ­ ном в особой новой подаче прежних философских и духовных истин, а также указании направления будущего эволюционного развития человечества и планеты Земля. Причем это развитие рассмат ­ ривается в более широком — космическом мас ­ штабе, где человек представлен как гражданин Космоса. Самое точное определение учению Живой Этики дала известный рсриховедЛ. В. Шапошни ­ кова*, назвав это учение философией космиче ­ ской реальности. Под такой формулировкой оно все глубже входит в сферу науки и философии. Как показывает жизнь, в современном культур ­ ном пространстве широко развивается такое на ­ правление, как рериховедение. Л. В. Шапошникова отмечает, что человечество на пути своего станов ­ ления прошло три этапа развития мышления: ми ­ фологического, религиозного, научного. В наше время происходит становление четвертого вида мышления — космического. Космическое мышле ­ ние, как мышление более высокого измерения, требует, по утверждению Л. В. Шапошниковой, «иных подходов, иной духовной и научной прак ­ тики» (Шапошникова, 2008. С. 195). В результате этого и появилась необходимость в новой философской системе, которая, вбирая в себя все предыдущие накопления человеческого мышления, дополнила бы их знанием Космиче ­ ских законов. Таким образом, нужна была такая система, которая дала бы и новое направление науке, и сформулировала бы основные положения этических правил, касающихся отношений не только человека с человеком, но и отношения че ­ ловека с природой и Космосом, дала бы знания не только мира физической материи, но и духовные знания. Тем самым должно было сформироваться *Л. В. Шапошникова — писатель, востоковед, обще ­ ственный деятель, кандидат исторических наук, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, генеральный дирек ­ тор музея имени Н. К. Рериха, первый вице-президент МОО «Международный Центр Рерихов», президент благотворитель ­ ного фонда имени Е. И. Рерих, главный редактор журнала «Культура и время», http://ru.wikipedia.org более углубленное понятие культуры — как сред ­ ства спасения планеты от грядущих катаклизмов и гибели цивилизации. На этом этапе нужно отметить такое явление, зародившееся в XIX веке, как русский космизм, нашедшее свое отражение, как в философии, так и в литературе, искусстве. На рубеже XIX — XX веков зарождается литература Серебряного века, живо ­ пись художников-импрессионистов, а в русской философии возникает направление философии русского космизма, представленное целой плеядой русских философов и учёных — Вл. Соловьева, Н. Бердяева, П. Флоренского, В. Бехтерева, А. Чи ­ жевского и других, в трудах которых на первый план выдвигается связь человека с Космосом. С распространением и осмыслением идей косми- стов началась переоценка духовного наследия прошлых веков, а в пространстве научного миро ­ понимания стало зарождаться и развиваться новое космическое мышление. В XIX веке появляются труды Е. П. Блаватской, в которых также содер ­ жатся идеи космизма и основы духовных учений Востока. Все эти процессы подготовили почву для по ­ явления нового философского учения, понятного как для Запада, так и для Востока. Космическое мышление зарождало и новое мировоззрение. С его развитием наступало время, когда на смену человеку разумному шел человек духовный. Чтобы такой духовный человек мог состояться, в мир пришло учение Живой Этики. Живая Этика, как любое философское учение, содержит свой понятийный аппарат и терминоло ­ гию, имеет свою стилистику. Учение имеет не ­ обычное смысловое построение текста. Идеи, темы и образы чередуются, затем происходит новое смысловое касание тех же идей уже в дру ­ гом аспекте. Получаются особые обороты спирали текста. Создается определенный энергетический ритм повествования. Многие старые привычные понятия, древние мифы и легенды в Живой Этике освещены по-но ­ вому, согласно следующей ступени развития чело ­ вечества. Земной исторический процесс в учении рассматривается как космическое явление, опреде ­ ляющееся законами космической эволюции, и че ­ ловек является субъектом этой эволюции. Цель космической эволюции, определяющаяся взаимо ­ действием духа и материи, направлена на одухотво ­ рение материи, повышение качества ее энергетики.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz