Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.
А. А. САМСЫКА Мифологический мотив змееборчестба 8 Живописи Николая и Святослава Рерихов М ифологическое мышление своими корнями уходит в культуру древности, однако эле менты этого мышления можно встретить и в современной культуре. В основе мифологического мировосприятия всегда лежит представление о двух мирах — мире людей и ином мире, и эти два мира взаимодействуют. Миф — это представле ние, основанное на взаимодействии мира людей и мира иного. Миф может воплощаться как в словесной, так и в живописной форме. Изображения змея находят еще в искусстве верхнего палеолита. Змей во многих культурах представляется существом двояким, т. е. как по ложительным, так и отрицательным. Он может быть представлен как символ, связанный с плодо родием, землей, мудростью, с женской произво дящей силой, водой, дождем, а также с домашним очагом, огнем (особенно небесным), мужским оплодотворяющим началом. Змееборчество как понятие встречается в мифо логии практически всех народов. Связано это по нятие с идеей борьбы света и тьмы, борьбы добрых сил с силами зла. Такая борьба может происходить как во внутреннем мире отдельного человека, так и целого народа, а также в мировом масштабе. Идея Апокалипсиса, предсказанная еще в биб лейских источниках, воплощавшаяся на протяже нии разных времен и народов в различных видах искусства, получает широкое распространение в литературе начала XX века. Отражение этой идеи, а также мотивов народ ных легенд о борьбе с силами зла, олицетворен ных страшным змеем, также можно видеть в изоб разительном искусстве XX века на примере твор чества таких художников, как Николай и Свято слав Рерихи. У Николая Рериха эта тема появилась на рубеже 1912 — 1914 годов неслучайно. Н. К.. Рерих был не только художником, но и ученым, писателем, об щественным деятелем. Его беспокоили не только судьба России, но и судьбы всего человечества. В годы Первой мировой войны деятельность Рериха приобрела международный масштаб. Проблемы вооруженных конфликтов, разрушения памятни ков и произведений искусства наводили худож ника на мысль о проведении важных мер по за щите культурных ценностей. Эти идеи в дальней шем были воплощены им в знаменитом Пакте Рериха. Широкая общественная деятельность ху дожника в эти годы нашла свое воплощение и в его искусстве, выраженном в мифологических сю жетах. В упомянутых легендах вместе с образом самого змея обязательно присутствует и орудие борьбы с ним — меч. На картине Н. К. Рериха «Меч муже ства» (1912) на высоком холме изображен замок со спящими стражами у ворот. К замку приближается ангел с мечом в руке. Фигуру ангела художник изображает в левом нижнем углу картины в крас ном цвете, тем самым создавая напряжение в кар тине. В верхнем правом углу полотна в небе по является еще пока легкое зарево, давая намек на грядущие бедствия. Диагональное построение сю жетной композиции картины от фигуры ангела к розовому облаку и такому же направлению шты-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz