Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.

А. А. Самсыка. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ ЗМЕЕБОРЧЕСТВА В ЖИВОПИСИ НИКОЛАЯ И СВЯТОСЛАВА РЕРИХОВ 59 Н. К. Рерих. Нагарджуна — Победитель Змия, 1925 г. давая погибнуть чудесному цветку всепобеждаю ­ щей Мудрости. Неподвижная, как горы, фигура Нагарджуны олицетворяет духовную стойкость: она открыла ему путь к сокровенным знаниям Царя Нагов» (Князева, 2004. С. 150). В левом углу картины изображена скала, на ко ­ торой выбиты семь таинственных знаков. Смысл этих знаков можно понять из высказываний са ­ мого Нагарджуны: Знай же, что мысли подобны рисункам На глади вод, на земле и на камне. Первые лучше для омраченных; Последние лучше для праведных, чистых (Там же). Если вдуматься в смысл древних знаков и ска ­ заний о том, что согласно планам Брахмы (Бог творения в индуизме) после калиюги (в индуизме последняя эра, после которой начинается обнов ­ ление времени, характеризуется падением нрав ­ ственности) огонь, вырвавшийся со дна океана, уничтожит Вселенную. Настало время людям осо ­ знать опасность гибели мира и спасти планету. Полотно относится к серии «Знамена Востока», также входящей в тему Пророчества и посвящен ­ ной великим святым, подвижникам, основателям мировых религий на Востоке. Великих учителей мудрости на Востоке называют знаменами. Всего в эту серию художником было включено двадцать его работ. Эта серия картин была написана худож ­ ником на маршруте Центрально-Азиатской экс ­ педиции. Подобная тема святых христианского направ ­ ления под названием Sankta (святость), посвя ­ щенная христианским святым и подвижникам, была написана Рерихом в 1922 году во время пре ­ бывания художника в Америке. Николай Рерих через символические образы, как славянской, так и индийской культур, пытается предостеречь че ­ ловечество от угрожающей экологической ката ­ строфы. Еще одна картина серии «Знамена Востока» — «Змий древний» (1924), второе ее название — «Рождение мистерий». В основу этой картины по ­ ложен культ мудрой жены. Это древнейший культ Азии — культ жены и змея. Картина не случайно имеет два названия. В ней можно проследить две сюжетные направленности — это страшный змей-дракон и рождение Афродиты. Кроме того, на переднем плане полотна Н. К. Рерих воспроизводит рельеф знаменитого древнегрече ­ ского памятника V в. до н.э. - «Трон Людовизи». Это название греческого мраморного трехсторон ­ него алтаря, на центральной части которого имеется барельеф с изображением Афродиты, выходящей из моря вместе со своими спутниками. В этой картине восточный зритель может уви ­ деть змея Ананду и в образе Афродиты богиню красоты Лакшми. Н. К. Рерих в своем стихотворе ­ нии «Лакшми-победительница» пишет: ...Отложила Лакшми свои покрывала. И выходит на зов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz