Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.
А. А. Самсыка. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ ЗМЕЕБОРЧЕСТВА В ЖИВОПИСИ НИКОЛАЯ И СВЯТОСЛАВА РЕРИХОВ 59 Н. К. Рерих. Нагарджуна — Победитель Змия, 1925 г. давая погибнуть чудесному цветку всепобеждаю щей Мудрости. Неподвижная, как горы, фигура Нагарджуны олицетворяет духовную стойкость: она открыла ему путь к сокровенным знаниям Царя Нагов» (Князева, 2004. С. 150). В левом углу картины изображена скала, на ко торой выбиты семь таинственных знаков. Смысл этих знаков можно понять из высказываний са мого Нагарджуны: Знай же, что мысли подобны рисункам На глади вод, на земле и на камне. Первые лучше для омраченных; Последние лучше для праведных, чистых (Там же). Если вдуматься в смысл древних знаков и ска заний о том, что согласно планам Брахмы (Бог творения в индуизме) после калиюги (в индуизме последняя эра, после которой начинается обнов ление времени, характеризуется падением нрав ственности) огонь, вырвавшийся со дна океана, уничтожит Вселенную. Настало время людям осо знать опасность гибели мира и спасти планету. Полотно относится к серии «Знамена Востока», также входящей в тему Пророчества и посвящен ной великим святым, подвижникам, основателям мировых религий на Востоке. Великих учителей мудрости на Востоке называют знаменами. Всего в эту серию художником было включено двадцать его работ. Эта серия картин была написана худож ником на маршруте Центрально-Азиатской экс педиции. Подобная тема святых христианского направ ления под названием Sankta (святость), посвя щенная христианским святым и подвижникам, была написана Рерихом в 1922 году во время пре бывания художника в Америке. Николай Рерих через символические образы, как славянской, так и индийской культур, пытается предостеречь че ловечество от угрожающей экологической ката строфы. Еще одна картина серии «Знамена Востока» — «Змий древний» (1924), второе ее название — «Рождение мистерий». В основу этой картины по ложен культ мудрой жены. Это древнейший культ Азии — культ жены и змея. Картина не случайно имеет два названия. В ней можно проследить две сюжетные направленности — это страшный змей-дракон и рождение Афродиты. Кроме того, на переднем плане полотна Н. К. Рерих воспроизводит рельеф знаменитого древнегрече ского памятника V в. до н.э. - «Трон Людовизи». Это название греческого мраморного трехсторон него алтаря, на центральной части которого имеется барельеф с изображением Афродиты, выходящей из моря вместе со своими спутниками. В этой картине восточный зритель может уви деть змея Ананду и в образе Афродиты богиню красоты Лакшми. Н. К. Рерих в своем стихотворе нии «Лакшми-победительница» пишет: ...Отложила Лакшми свои покрывала. И выходит на зов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz