Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.
58 РЕРИХИ. ПОД ЗНАМЕНЕМ МИРА. К 80-ЛЕТИЮ ПАКТА РЕРИХА Н. К. Рерих. Заклинатель змей. Набросок сроки. Тогда же и в начале 1914 года спешно пи шутся: "Зарево ” — с бельгийским львом, “ Крик змия ” , “ Город обреченный ” и все те картины, смысл которых мы после поняли. Меч огненный — к новым вратам. А вот 1931 год, и все три меча напомнились. В Западном Тибете на скалах высечены издревле три меча. Гра ница ли? Победа ли? Знак трех мечей встал в па мяти» (Рерих, 2000. С. 98). Вот так очень кратко, образно и символично Н. К. Рерих, художник и писатель, передал и ис торию, и связь народов. В последние годы жизни, находясь в Гималаях и вспоминая свою работу в 1914 году по росписи храма в имении княгини Тенишевой «Талашкино» под Смоленском, Рерих писал: «Первое августа 1914 года встретили в храме, первое сентября 1939 года встретили перед ликом Гималаев. И там храм, и тут храм. Там не верилось в безумие чело веческое, и здесь сердце не допускает, что еще один ужас земной начался. Может быть, опять будем работать для Красного Креста. Опять ис кусство будет напоминать о том, что недопустимо разрушительно, и опять будем надеяться, что хоть теперь человечество поймет, где истинные ценно сти и в чем смысл совершенствования человека» (Рерих, 2000. С. 215). Возвращаясь вновь в 1912 год, необходимо ска зать, что в это время Николай Рерих создал на бросок для картины - рисунок «Заклинатель змей». Рассуждая о сюжете этого рисунка, можно вспомнить одну из философских, также, как и в картинах с элементами пророчества, сказок Н. К. Рериха «Сон», написанную в связи с собы тиями Первой мировой войны: «Перед войной сны были...Еще задолго были заклятия. Заклинали лихих. Заклинали кривду. За клинали и зверем, и птицею. Заклинали землей и водой. Нс помогло. Выползли гады. Потом были знамения. Не усмотрели их...И проснулся змей. Поднялся враг рода человеческого. Пытался зло словно мир покорить...Были заклятия. Были зна мения. Остались сны. Сны, которые сбываются... Защити, владыко, пречистый град! Пречистый град — врагам озлобление!» (Рерих, 2007. С. 69). Так символическим языком сказка-сон пове ствует о предчувствии Рерихами борьбы сил Света и Тьмы и вере в преодоление зла силами добра. Сказка излагается в форме молитвы Светлым силам. В рисунке «Заклинатель змей» угадываются и восточные мотивы. Рерих был хорошо знаком с искусством, фольклором и верованиями народов Востока. В индийской мифологии змеи, или наги, — сим вол мудрости, змееподобные полубожества. Образ змея в индийской мифологии присутствует в кос могонических мифах, где змей олицетворяет ми ровой цикл, является держателем мира. Как пример — картина Н. К. Рериха с восточ ными мотивами — «Нагарджуна — Победитель Змия» (1925). Сюжет основан на жизнеописании индийского мыслителя Нагарджуны, жившего примерно около 11 — III веков и оказавшего влия ние на философию буддизма. В переводе с сан скрита нагарджуна — серебряный змий. Повество вания о нём переплетаются с фантастическими и мифологическими сюжетами. Сказания передают один эпизод из его жизни, свидетельствующий о том, что Нагарджуна обрел свою мудрость из бесед с Нагом — змеиным царем. Момент такой пере дачи сокровенного знания Рерих запечатлел на полотне. В центре картины художник изображает царя нагов в облике многоголового змея, головы кото рого вместе напоминают форму капюшона кобры. «Рерих следует тут традиционной иконографии, ярко выраженной, например, в каменных скульп турах Аджанты VI века. Тело Нага обвивает вул кан, сдерживающий адский подземный огонь и не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz