Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.

58 РЕРИХИ. ПОД ЗНАМЕНЕМ МИРА. К 80-ЛЕТИЮ ПАКТА РЕРИХА Н. К. Рерих. Заклинатель змей. Набросок сроки. Тогда же и в начале 1914 года спешно пи ­ шутся: "Зарево ” — с бельгийским львом, “ Крик змия ” , “ Город обреченный ” и все те картины, смысл которых мы после поняли. Меч огненный — к новым вратам. А вот 1931 год, и все три меча напомнились. В Западном Тибете на скалах высечены издревле три меча. Гра ­ ница ли? Победа ли? Знак трех мечей встал в па ­ мяти» (Рерих, 2000. С. 98). Вот так очень кратко, образно и символично Н. К. Рерих, художник и писатель, передал и ис ­ торию, и связь народов. В последние годы жизни, находясь в Гималаях и вспоминая свою работу в 1914 году по росписи храма в имении княгини Тенишевой «Талашкино» под Смоленском, Рерих писал: «Первое августа 1914 года встретили в храме, первое сентября 1939 года встретили перед ликом Гималаев. И там храм, и тут храм. Там не верилось в безумие чело ­ веческое, и здесь сердце не допускает, что еще один ужас земной начался. Может быть, опять будем работать для Красного Креста. Опять ис ­ кусство будет напоминать о том, что недопустимо разрушительно, и опять будем надеяться, что хоть теперь человечество поймет, где истинные ценно ­ сти и в чем смысл совершенствования человека» (Рерих, 2000. С. 215). Возвращаясь вновь в 1912 год, необходимо ска ­ зать, что в это время Николай Рерих создал на ­ бросок для картины - рисунок «Заклинатель змей». Рассуждая о сюжете этого рисунка, можно вспомнить одну из философских, также, как и в картинах с элементами пророчества, сказок Н. К. Рериха «Сон», написанную в связи с собы ­ тиями Первой мировой войны: «Перед войной сны были...Еще задолго были заклятия. Заклинали лихих. Заклинали кривду. За ­ клинали и зверем, и птицею. Заклинали землей и водой. Нс помогло. Выползли гады. Потом были знамения. Не усмотрели их...И проснулся змей. Поднялся враг рода человеческого. Пытался зло ­ словно мир покорить...Были заклятия. Были зна ­ мения. Остались сны. Сны, которые сбываются... Защити, владыко, пречистый град! Пречистый град — врагам озлобление!» (Рерих, 2007. С. 69). Так символическим языком сказка-сон пове ­ ствует о предчувствии Рерихами борьбы сил Света и Тьмы и вере в преодоление зла силами добра. Сказка излагается в форме молитвы Светлым силам. В рисунке «Заклинатель змей» угадываются и восточные мотивы. Рерих был хорошо знаком с искусством, фольклором и верованиями народов Востока. В индийской мифологии змеи, или наги, — сим ­ вол мудрости, змееподобные полубожества. Образ змея в индийской мифологии присутствует в кос ­ могонических мифах, где змей олицетворяет ми ­ ровой цикл, является держателем мира. Как пример — картина Н. К. Рериха с восточ ­ ными мотивами — «Нагарджуна — Победитель Змия» (1925). Сюжет основан на жизнеописании индийского мыслителя Нагарджуны, жившего примерно около 11 — III веков и оказавшего влия ­ ние на философию буддизма. В переводе с сан ­ скрита нагарджуна — серебряный змий. Повество ­ вания о нём переплетаются с фантастическими и мифологическими сюжетами. Сказания передают один эпизод из его жизни, свидетельствующий о том, что Нагарджуна обрел свою мудрость из бесед с Нагом — змеиным царем. Момент такой пере ­ дачи сокровенного знания Рерих запечатлел на полотне. В центре картины художник изображает царя нагов в облике многоголового змея, головы кото ­ рого вместе напоминают форму капюшона кобры. «Рерих следует тут традиционной иконографии, ярко выраженной, например, в каменных скульп ­ турах Аджанты VI века. Тело Нага обвивает вул ­ кан, сдерживающий адский подземный огонь и не

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz