Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.
А. А. Самсыка. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ ЗМЕЕБОРЧЕСТВА В ЖИВОПИСИ НИКОЛАЯ И СВЯТОСЛАВА РЕРИХОВ 57 чудовище стало подниматься над землею. Миро вая мысль человека подняла даже врага» (Крипто граммы Востока, 1999. С. 91). В 1933 году Рерих пишет картину «Свет побеж дает тьму», где в образе воина, сражающегося с драконом, художник символически показывает извечную борьбу добра и зла. По композиции кар тина напоминает эскиз плаката «Георгий Победо носец», но теперь в облике воина угадываются восточные черты. В это время художник жил в Индии и хорошо был знаком с фольклором ин дийского народа. В одноименном очерке «Свет побеждает тьму» художник говорит: «Свет побеж дает тьму. Эта истина остается непреложной. Вся кие личины тьмы — чудища обло, стозевно и лаяй — не устают поносить Свет» (Маточкин, 2007. С. 27). Не случайно во время Второй мировой войны Рерих вновь обратился к своей Пророческой серии, повторяя сюжет картины «Ангел послед ний» (1942) и в то же время написал новую — «Победа» (1942). Именно в 1942 году в ходе воен ных действий наступил перелом, фашистские вой ска были отброшены от Москвы. Но если в кар тине «Ангел последний» (1942) художник пред упреждает народы о предстоящих бедствиях, то в картине «Победа» (1942) он дает надежду, что враг будет побежден. В картине «Победа» воин, сражающийся со змеем, изображен на фоне горного пейзажа. В ми фологии часто используются такие эпитеты, как горы толкучие и змеи шипучие, образ которых Рерих в своей трактовке использует очень симво лически. Ведь изображенные вершины — это склоны горы Белухи, являющейся на Алтае свя тыней. Известно, что в битве под Москвой важ ную роль сыграли сибирские дивизии. Рерихи знали, что в этой войне победа будет за Россией. Когда в 1943 году были разгромлены фашист ские войска под Сталинградом, Николай Рерих писал: «...Победа, огромная победа!..Спорили мы со многими шатунами, сомневавшимися. Лже пророки предрекали всякие беды, но всегда гово рили мы: “ Москва устоит! ” , “ Ленинград устоит! ” , “ Сталинград устоит! ” Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воин ство! Жертвенно несет русский народ все свое до стояние во славу Родины! Слава, Слава, Слава!» (Рерих, 2002. С. 91). Художник, вкладывая эти образы в свои кар тины, символически передает историю народов от Н. К. Рерих. Свет побеждает тьму, 1933 г. Первой до Второй мировой войны. Об этом же свидетельствуют его очерки. Как уже было отмечено, в 1912 году Н. К. Рерих написал символическую картину «Меч мужества», а в 1937 году он пишет очерк «Три меча», где, исполь зуя ту же символику в литературе, говорит об истори ческих событиях, начиная с истоков своего детства: «Меч деревянный. Остров, древний псковский город на реке Великой. Крепость на острове. 1879 год... Под косогором Ве ликая, а за ней парк какого-то большого поместья с белым екатерининским домом. В саду у бабушки много-много ягод, немало и репейника. Хочется сра зиться с этими драконами. Но меча нет. Впрочем, во дворе живет старый подрядчик...Он услыхал про нужду в мече и скоренько принес новенький... Одно горе — меч-то липовый, деревянный, а выкрашен под медь...Много драконов было сражено в бабушкином саду. .. Меч железный. 1886 год. Академия художеств. Уже складыва ется сюита “ Славяне ” . Задуманы “ Гонец. Восста род на род ” и “ Сходятся старцы ” , и “ Поход ” , и “ Город строят ” . Читаются летописи... Нужно сла вянам и оружие. В придорожной кузне почерневший кузнец кует меч, настоящий, железный, точь-в-точь как мы находили в курганах... Меч огненный. 1913 год. Спящим стражам приносится меч ог ненный. “ Меч мужества ” понадобился. Приходят
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz