Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.

А. А. Самсыка. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ ЗМЕЕБОРЧЕСТВА В ЖИВОПИСИ НИКОЛАЯ И СВЯТОСЛАВА РЕРИХОВ 57 чудовище стало подниматься над землею. Миро ­ вая мысль человека подняла даже врага» (Крипто ­ граммы Востока, 1999. С. 91). В 1933 году Рерих пишет картину «Свет побеж ­ дает тьму», где в образе воина, сражающегося с драконом, художник символически показывает извечную борьбу добра и зла. По композиции кар ­ тина напоминает эскиз плаката «Георгий Победо ­ носец», но теперь в облике воина угадываются восточные черты. В это время художник жил в Индии и хорошо был знаком с фольклором ин ­ дийского народа. В одноименном очерке «Свет побеждает тьму» художник говорит: «Свет побеж ­ дает тьму. Эта истина остается непреложной. Вся ­ кие личины тьмы — чудища обло, стозевно и лаяй — не устают поносить Свет» (Маточкин, 2007. С. 27). Не случайно во время Второй мировой войны Рерих вновь обратился к своей Пророческой серии, повторяя сюжет картины «Ангел послед ­ ний» (1942) и в то же время написал новую — «Победа» (1942). Именно в 1942 году в ходе воен ­ ных действий наступил перелом, фашистские вой ­ ска были отброшены от Москвы. Но если в кар ­ тине «Ангел последний» (1942) художник пред ­ упреждает народы о предстоящих бедствиях, то в картине «Победа» (1942) он дает надежду, что враг будет побежден. В картине «Победа» воин, сражающийся со змеем, изображен на фоне горного пейзажа. В ми ­ фологии часто используются такие эпитеты, как горы толкучие и змеи шипучие, образ которых Рерих в своей трактовке использует очень симво ­ лически. Ведь изображенные вершины — это склоны горы Белухи, являющейся на Алтае свя ­ тыней. Известно, что в битве под Москвой важ ­ ную роль сыграли сибирские дивизии. Рерихи знали, что в этой войне победа будет за Россией. Когда в 1943 году были разгромлены фашист ­ ские войска под Сталинградом, Николай Рерих писал: «...Победа, огромная победа!..Спорили мы со многими шатунами, сомневавшимися. Лже ­ пророки предрекали всякие беды, но всегда гово ­ рили мы: “ Москва устоит! ” , “ Ленинград устоит! ” , “ Сталинград устоит! ” Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воин ­ ство! Жертвенно несет русский народ все свое до ­ стояние во славу Родины! Слава, Слава, Слава!» (Рерих, 2002. С. 91). Художник, вкладывая эти образы в свои кар ­ тины, символически передает историю народов от Н. К. Рерих. Свет побеждает тьму, 1933 г. Первой до Второй мировой войны. Об этом же свидетельствуют его очерки. Как уже было отмечено, в 1912 году Н. К. Рерих написал символическую картину «Меч мужества», а в 1937 году он пишет очерк «Три меча», где, исполь ­ зуя ту же символику в литературе, говорит об истори ­ ческих событиях, начиная с истоков своего детства: «Меч деревянный. Остров, древний псковский город на реке Великой. Крепость на острове. 1879 год... Под косогором Ве ­ ликая, а за ней парк какого-то большого поместья с белым екатерининским домом. В саду у бабушки много-много ягод, немало и репейника. Хочется сра ­ зиться с этими драконами. Но меча нет. Впрочем, во дворе живет старый подрядчик...Он услыхал про нужду в мече и скоренько принес новенький... Одно горе — меч-то липовый, деревянный, а выкрашен под медь...Много драконов было сражено в бабушкином саду. .. Меч железный. 1886 год. Академия художеств. Уже складыва ­ ется сюита “ Славяне ” . Задуманы “ Гонец. Восста род на род ” и “ Сходятся старцы ” , и “ Поход ” , и “ Город строят ” . Читаются летописи... Нужно сла ­ вянам и оружие. В придорожной кузне почерневший кузнец кует меч, настоящий, железный, точь-в-точь как мы находили в курганах... Меч огненный. 1913 год. Спящим стражам приносится меч ог ­ ненный. “ Меч мужества ” понадобился. Приходят

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz