Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.
56 РЕРИХИ. ПОД ЗНАМЕНЕМ МИРА. К 80-ЛЕТИЮ ПАКТА РЕРИХА Н. К. Рерих. Победа (Змей Горыныч), 1942 г. Н. К. Рерих Георгий Победоносец, 1920 г. этом городе один праведник, который денно и нощно молился о судьбе города и его горожан. И услышаны были молитвы его, и ради такого пра ведника помилован был целый город. Нашелся храбрый воин, у которого был меч, таящий в себе небывалую мощь. Богатырь победил змия, а царевну взял себе в жены. Как исполнилось про рочество - знает народ. Только бы задумались люди на все грядущие века о своих недобрых мыслях, жестоких словах, недобросовестных поступках, дабы не вызвать вновь из подземелья огонь всепоглощающий, из рыгаемый злобным змием. И будет мир всем! Так можно изложить легенды, но в каждой легенде за ложена какая-то быль и своя мудрость. В том же году Н. К. Рерих пишет картину «По беда», которая имеет второе название — «Змей-го- рыныч» (1942), где по мифологической традиции герой вступает в контактный бой и мечом убивает своего противника. Символ древнего змея подсказали Рериху древ ние национальные источники искусства, знато ком которых он был. Неоднократно художник в своем творчестве обращался к искусству русской старины, сказаниям и легендам, а также исполь зовал стили, характерные для древнерусской живописи. В 1915 году на выставке «Мир искусства» в Петрограде среди экспонировавшихся работ Рериха были и картины «Зарево», «Град обречен ный», «Крик змия». То, что эти картины были по казаны в самый разгар Первой мировой войны, произвело на зрителей ошеломляющее впечатле ние. А. И. Гиони, критик того времени, писал: «Что бы ни было, завтрашний день несет новое, вчерашняя жизнь не повторится. Эти ощущения, столь разные, столь противоречивые, независимо от их значения для творчества Рериха, для нас — показательны, потому что это наши настроения» (Князева, 2004. С. 11). Высоко эти картины оце нил и М. Горький. В 1920 году Н. К. Рерих создает эскиз плаката «Георгий Победоносец», в основу которого поло жена легенда о чуде Георгия-драконоборца, сло жившаяся в христианском мире в VII — IX столе тиях. Легенда повествует о том, как воин Георгий избавил землю одного из языческих царей от дра кона, пожиравшего людей. В мифологии многих народов дракон — это фантастический образ кры латого (иногда многоголового) огнедышащего змея. Художник традиционно изображает Георгия с копьем в руке. Не только в христианской традиции живет ле генда о страшном драконе. Существует короткая индусская космогоническая сказка: «Жило ужасное чудовище, пожиравшее людей. Однажды чудовище преследовало намеченную жертву. Человек, спасаясь, нырнул в озеро. Чудо вище прыгнуло за ним. Ища спасения, пловец скакнул на спину чудовища и крепко схватился за торчащий гребень. Чудовище не могло опроки нуться на спину, ибо брюхо его не было защищено. Оно устремилось бешеным бегом, ожидая, когда человек изнурится. Но человек думал, что он своим отчаянным положением спасает человече ство. И в этой мировой мечте силы его напряглись без устали. Чудовище между тем так ускорило бег, что искры летели огненным хвостом. И в пламени
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz