Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.

56 РЕРИХИ. ПОД ЗНАМЕНЕМ МИРА. К 80-ЛЕТИЮ ПАКТА РЕРИХА Н. К. Рерих. Победа (Змей Горыныч), 1942 г. Н. К. Рерих Георгий Победоносец, 1920 г. этом городе один праведник, который денно и нощно молился о судьбе города и его горожан. И услышаны были молитвы его, и ради такого пра ­ ведника помилован был целый город. Нашелся храбрый воин, у которого был меч, таящий в себе небывалую мощь. Богатырь победил змия, а царевну взял себе в жены. Как исполнилось про ­ рочество - знает народ. Только бы задумались люди на все грядущие века о своих недобрых мыслях, жестоких словах, недобросовестных поступках, дабы не вызвать вновь из подземелья огонь всепоглощающий, из ­ рыгаемый злобным змием. И будет мир всем! Так можно изложить легенды, но в каждой легенде за ­ ложена какая-то быль и своя мудрость. В том же году Н. К. Рерих пишет картину «По ­ беда», которая имеет второе название — «Змей-го- рыныч» (1942), где по мифологической традиции герой вступает в контактный бой и мечом убивает своего противника. Символ древнего змея подсказали Рериху древ ­ ние национальные источники искусства, знато ­ ком которых он был. Неоднократно художник в своем творчестве обращался к искусству русской старины, сказаниям и легендам, а также исполь ­ зовал стили, характерные для древнерусской живописи. В 1915 году на выставке «Мир искусства» в Петрограде среди экспонировавшихся работ Рериха были и картины «Зарево», «Град обречен ­ ный», «Крик змия». То, что эти картины были по ­ казаны в самый разгар Первой мировой войны, произвело на зрителей ошеломляющее впечатле ­ ние. А. И. Гиони, критик того времени, писал: «Что бы ни было, завтрашний день несет новое, вчерашняя жизнь не повторится. Эти ощущения, столь разные, столь противоречивые, независимо от их значения для творчества Рериха, для нас — показательны, потому что это наши настроения» (Князева, 2004. С. 11). Высоко эти картины оце ­ нил и М. Горький. В 1920 году Н. К. Рерих создает эскиз плаката «Георгий Победоносец», в основу которого поло ­ жена легенда о чуде Георгия-драконоборца, сло ­ жившаяся в христианском мире в VII — IX столе ­ тиях. Легенда повествует о том, как воин Георгий избавил землю одного из языческих царей от дра ­ кона, пожиравшего людей. В мифологии многих народов дракон — это фантастический образ кры ­ латого (иногда многоголового) огнедышащего змея. Художник традиционно изображает Георгия с копьем в руке. Не только в христианской традиции живет ле ­ генда о страшном драконе. Существует короткая индусская космогоническая сказка: «Жило ужасное чудовище, пожиравшее людей. Однажды чудовище преследовало намеченную жертву. Человек, спасаясь, нырнул в озеро. Чудо ­ вище прыгнуло за ним. Ища спасения, пловец скакнул на спину чудовища и крепко схватился за торчащий гребень. Чудовище не могло опроки ­ нуться на спину, ибо брюхо его не было защищено. Оно устремилось бешеным бегом, ожидая, когда человек изнурится. Но человек думал, что он своим отчаянным положением спасает человече ­ ство. И в этой мировой мечте силы его напряглись без устали. Чудовище между тем так ускорило бег, что искры летели огненным хвостом. И в пламени

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz