Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.

А. А. Самсыка. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ ЗМЕЕБОРЧЕСТВА В ЖИВОПИСИ НИКОЛАЯ И СВЯТОСЛАВА РЕРИХОВ 55 округе. Очень образно этот момент передаст Рерих в следующей своей картине — «Крик змия»( 1914). Ужас охватил жителей. Змей окружил город, и никак нс выйти им было из него, и в него никому никак не пробраться. Гигантский змей обвился кольцом вокруг стен города, закрыв входы и вы ­ ходы, словно образовав магический круг зла. И среди остроконечных скалистых хребтов подни ­ малась к небу голова змея, он кричал, словно про ­ роча беды и несчастья. Стали посещать жителей города видения, свое ­ образные вещие сны. Образы их многозначи ­ тельны, насыщены тяжелыми предчувствиями и тревогой. И вскоре последовали подтверждения этим предчувствиям. Захотел змий взять в жертву самую прекрасную девушку этого удивительного города. Этот сюжет запечатлен художником в его работе более раннего периода «Змиевна» (1906). Здесь необходимо сказать о том, что характер ­ ная взаимосвязь змееборческого мотива с темой любви прослеживается в славянской героико-ми ­ фологической традиции — в былинах и в волшеб ­ ных сказках. В таких легендах присутствует обяза ­ тельный поединок героя со змеем и затем похи ­ щение и освобождение девицы. Существует мифологический персонаж Огненная Мария, который связан с языческим богом-громовником Перуном (в христианстве — Ильей-Пророком) и его спутниками — духами весенних гроз. Также есть миф о бое громовержца со змеем. Некоторые исследователи опираются на данные сравнитель ­ ной мифологии, по которым злой змей похищает у громовержца скот и жену, после чего следует битва, и громовержец повергает змея. Исследователь Л. В. Короткина считает, что в основе картины Рериха «Змиевна» лежит космо ­ гонический миф: «Солнце, закрываемое темными тучами, в народных сказках представляется злато ­ кудрою девою неописанной красоты, похищае ­ мою змием, который уносит ее в свои неприступ ­ ные горы и ограждает крепкими затворами; осво ­ бодителем красной девицы является богатырь, владетель чудодейственного меча-саморуба, то есть сам Перун, божество грозы и молнии. С при ­ сущим Рериху умением создавать таинственную и несколько зловещую атмосферу, самим стилисти ­ ческим приемом изображена битва богатыря на прекрасном сказочном коне со змием, в плену у которого томится златокудрая царевна. Царевич — победитель змея — изображен в виде темного гро ­ зового облака, а его меч — это яркий голубой луч, сверкающий как молния, на фоне тучи» (Корот ­ кина, 2001. С. 92). Кроме того, в мифологии считается, что распу ­ щенные женские волосы связаны с магической силой, а также с водной стихией. С точки зрения народной русской культуры распущенные во ­ лосы — это даже нечеловеческий признак, а факт принадлежности к иному миру. В представленном художником женском образе, заключенном в кольцо змия, можно предположить более широ ­ кую трактовку — к примеру, образ Родины, окру ­ женной врагом. Итак, художник изображает самый драматиче ­ ский момент. В зловещем сумеречном свете змий обвил кольцом замершую царевну, пытаясь захва ­ тить ее. Охраняемая чудищем, неподвижно стояла царевна, окутанная прядями огненных волос. Де ­ вушка эта была очень кроткая и ласковая. За этот ее добрый нрав прищла ей помощь — в самую по ­ следнюю минуту небесный посланец занёс над тёмной силой свой меч. В смертельной схватке со ­ шлись богатырь и диковинный крылатый змий. Но снова ожил змий ужасный. И не кончились беды горожан. Жители города недоумевали, за что Высшие силы карают их за ­ мечательный город и его народ. Неужели они про ­ гневали их неправедной жизнью, сбились с ис ­ тинного пути, возгордились, возжелали награды и почестей, пробудили в себе алчность и жажду на ­ живы? Возвели они руки к небу и стали молить Господа о пощаде. И явилось им видение — про ­ рочество. Ангел небесный с мечом в руках среди алых и золотых небесных огней и земля, охвачен ­ ная пожаром. В 1942 году художник повторяет сюжет своей картины «Ангел последний» (1942). От картины 1912 года она отличается более напряженной цве ­ товой гаммой, ангел здесь предстает не только с мечом, но и со свитком в руке. Свиток в руке ан ­ гела — как весть, пророчество, наставление. И увидели горожане картину предстоящих им длительных испытаний. Мужественно приняли они свою долю. Мудрый правитель бросил клич среди своих воинов — кто победит змия? И была победа над тьмою результатом большой и трудной борьбы. Все жители трудились ради спасения, ради того, чтобы вновь в их городе воцарились добро, справедливость и бескорыстие. И был в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz