Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.

52 РЕРИХИ. ПОД ЗНАМЕНЕМ МИРА. К 80-ЛЕТИЮ ПАКТА РЕРИХА Н. К. Рерих. Меч мужества, 1912 г. Н. К. Рерих. Ангел последний, 1912 г. ков спящих стражей создают экспрессию. Ангел послан людям, чтобы пробудить стражей, пред ­ упредить о надвигающихся грозных событиях. В следующей картине «Ангел последний» (1912) фигура ангела представлена уже в огненных клу ­ бящихся облаках над городом, объятом пожаром. Ангел словно в последний раз предупреждает о возмездии. Художник предчувствует грядущие ужасы. Как отмечает исследователь Н. В. Серге ­ ева, это «Произведение отличает византийская изысканность форм: утонченность лика Ангела, узорочье облачений, витиеватость пейзажных линий. Общая золотисто-оранжевая гамма по ­ лотна перебивается сапфировыми и изумрудными вставками, что усиливает мозаично-каменное начало произведения» (Сергеева, 2003. С. 93). Рерих использует аллегорические символы, взя ­ тые из фольклора и библейских сюжетов: «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком; над головою его была ра ­ дуга, и лицо его как солнце, и ноги его как столпы огненные...» (Библия). Художник пишет пророческие стихи: ...И пролетит над землею Ангел конца. Грозный, прегрозный! Красный, прекрасный! Ангел последний (Короткина, 2001. С. 95). Н. Рерих отмечал, что образ этот навеян снови ­ дением: «Вспоминаем сны — картины 1912 года: “ Змий проснулся ” и “ Меч мужества ” , когда ог ­ ненный ангел принес меч мужества стражам» (Сергеева, 2003. С. 93). Но если в картинах 1912 года мы видим посте ­ пенное усиление экспрессии и нагнетение напря ­ жения, то в картине 1914 года «Зарево» эти явле ­ ния достигают своей кульминации. На полотне также присутствует воин с мечом, а рядом с ним — спящий лев. Здесь тоже изображен замок, но уже в густом кровавом зареве. И еще один важный мо ­ мент — в правом верхнем углу картины помещен защитный знак — три малых круга, образующих треугольник и заключенных в окружность. Такой знак встречается у многих народов, а также ис ­ пользуется в иконописи и имеется на епитрахили святых. Знак этот еще в начале Первой мировой войны Рерих предлагал Российскому правитель ­ ству использовать в качестве символа защиты памятников и учреждений культуры во время вооруженных конфликтов между государствами. О своей картине Н. К. Рерих писал: «Ведь во имя Бельгии, во имя Брюгге я заклинал войну первого марта 1914-го года картиною моею “ Зарево ” » (Рерих, 1999. С. 393). С городом Брюгге у худож ­ ника были связаны глубокие воспоминания. Именно там создавался Международный союз Пакта Рериха по защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов. В это время появляется так называемая Пред ­ военная серия картин Н. К. Рериха, объединенная в тему Пророчества. Как известно, Н. К. Рерих разделял свои картины на серии, или сюиты. Используя мотивы древних легенд, в изображе ­ нии града, охваченного пожаром, и страшного змея, олицетворяющего образ врага, художник на своих полотнах символически словно пророчест ­ вует о предстоящих испытаниях многим народам. Если представить собирательный образ этих легенд, то их можно пересказать, используя худо ­ жественные произведения Н. К. Рериха.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz