Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.
66 РЕРИХИ. ПОД ЗНАМЕНЕМ МИРА. К 80-ЛЕТИЮ ПАКТА РЕРИХА поступках, нежели потом сожалеть о содеянном» (Учение Живой Этики. Надземное, 2, 2008). Кроме того, по преданиям как западным, так и восточным, человек, стремящийся к высшим, ду ховным знаниям, у входа в мир высший встреча ется со змеевидным существом, драконом. Этот дракон и есть страж порога, который охраняет до ступ к знаниям. Человек, чтобы овладеть этими знаниями, должен принять битву, стать воином духа и либо победить дракона, либо погибнуть. Помимо символизма, понятие огненного змия также связано с конкретным духовным преобра жением человека, с его энергетическими цент рами высшего сознания (чакрами). У большин ства людей эти центры нс пробуждены. Но в ре зультате духовного самосовершенствования они постепенно раскрываются, и тонкая психическая энергия начинает циркулировать по специальным каналам, соединяющим эти центры (символ та кого движения - солнечный змий). Основных чакр - семь, и одна из них находится в солнечном сплетении человека. Центр солнечного сплетения питает весь организм человека жизненной психи ческой энергией, распределяет ее как по органам физического тела человека, так и по его тонким телам. В Живой Этике об этом сказано: «Язык символов забыт Западом. Когда Запад слышит о небесном драконе, он улыбается. Но когда вспоминаем Serpent Solaris [солнечный змей. - А. С.], тогда улыбка уменьшается. В осо бенности, когда этот солнечный змий превраща ется в змия солнечного сплетения. И небылица становится физиологическим фактом, ибо когда просыпается змий солнечного сплетения, тогда становятся доступны все четыре формы небес. Символика древнейшей Мудрости основана на сличении макрокосмоса с микрокосмосом. По тому в самых отвлеченных образах ищите челове ческий организм с его возможностями» (Учение Живой Этики. Агни Йога, 2006). Помимо явления борьбы человека со своими пороками и стремления к самосовершенствова нию, символ дракона используется в более широ ком — космическом масштабе. В Живой Этике по этому поводу говорится: «...Мыслители древности называли земную жизнь единоборством с хаосом. Одиноко отваж ный воин облекался в тяжкий доспех и устрем лялся на поиски дракона хаоса. Воин мог знать, что дракон подстерегает его на всех путях, но из менчив облик дракона, находчиво должен был воин распознать его. Конечно, нередко воин впа дал в леность и блуждал, не совершая сужденного подвига. Спросят — "Почему воин должен был покинуть Надземную Крепость? Разве он не мог со стен ра зить врага; разве у него не было копья и стрел? Во круг Твердыни, наверно, тоже гнездятся дра коны? ” - Но дело в том, что воин должен найти самых сокровенных чудищ. Они сокрыты в даль них ущельях. Чем труднее, тем светлее подвиг, тем победоноснее возвратится воин в Твердыню свою. Пусть человек запомнит крепко, что Твердыня его на Земле. Нужно также запомнить, что все земные труды совершаются для возвращения в Надземную Твердыню. Также поймет труженик, что качество его труда должно быть высоко; только в качестве каждый труд благословен. Так могут встретиться различные труженики и поймут они друг друга по высокому качеству труда зем ного. Мыслитель говорит: "Научитесь мыслить о высоком качестве бытия"» (Учение Живой Этики. Надземное, 3, 2008). И еще о борьбе Света с тьмою: «Существует за блуждение, что темные являются антитезою Света и потому неизбежны, - это ошибочно. Тьма, ан титеза Света, не что иное, как непроявленный Хаос. Темные унижают явление борьбы творящего Света с Хаосом. Довольно было бы человечеству проявлять Хаос, и в этой великой борьбе сотруд ничать с Великими Духами. Но темные свели одо ление необузданных стихий к эгоизму повстанцев и начали вызывать Хаос, вместо претворения его в рабочую силу. Преступление это велико, и нельзя считать антитезой желание потушить Свет. Творче ское одоление Хаоса или "Дракона" - постоянный подвиг» (Учение Живой Этики. Иерархия, 2005). Таким образом, можно заметить, как мифоло гические образы переплетаются с философской мыслью. Связь изобразительного искусства с мифоло гией прослеживается еще со времен античности, когда важное значение имела модель, которую представляли как «мифопоэтическую модель мира, моноцентричную, пронизанную одной идеей, предполагающую, что макрокосмом и мик рокосмом, природным и социально-культурным, божественным и человеческим управляет единый принцип (мировой закон)» (Мифы народов мира, 1991. С. 483).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz