Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.
А. А. Самсыка. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ ЗМЕЕБОРЧЕСТВА В ЖИВОПИСИ НИКОЛАЯ И СВЯТОСЛАВА РЕРИХОВ 65 него, так и внутреннего, -- в виде «ветхого» чело века в себе. Продолжая гему змееборчества в мифологии, важно отметить, что еще в Древней Греции «Змея была одним из атрибутов греческой богини муд рости Афины, ряд черт которой восходит к крито- микенской богине со змеями» (Мифы народов мира, 1991. С. 469), также образ богини со змеями присутствует и в индийской мифологии. Следуя этим традициям, Святослав Рерих пишет картину «В поисках мудрости», на которой изображает восточную женщину, запечатленную в легком гра циозном движении летящей походки. Рядом с ней в правом нижнем углу картины художник поме щает змею, плавные движения которой напоми нают изгибы тела женщины, ее развевающихся одежд. Голова женщины слегка наклонена вниз по направлению к змее, а змея устремилась вверх к женской головке. Их взгляды встретились, они вместе, словно одно целое. Возможно, художник так символически через образ змеи пытался пере дать вековую мудрость женщины. Еще в одной картине С. Н. Рериха «Огненный дракон» изображен человек-дракон, представлен ный в облике мужчины с восточными чертами лица и нимбом над головой. Он опирается на толщу воды. В мифологии связь дракона с водой говорит о плодородии, о положительном начале. Возможно, в таком понимании художник передает образ учителей мудрости, ведь на Востоке, как было отмечено, змея и дракон — символы мудро сти. Кроме того, в восточной мифологии образ дракона связан с культом императора. Можно предположить и другую, философскую, трактовку этого символического образа. В восточ ной философии есть такое понятие, как страж порога — это дракон, коренящийся в человеческой сущности в виде человеческих пороков, недостат ков. Когда человек, занимаясь самосовершен ствованием, искореняет в себе свои недостатки, он преображает свою природу, достигает святости. Таким образом, в этом мифологическом образе картины мы можем видеть человека, победившего дракона в себе. Общим для всех мифологий, в которых присут ствует дракон, считается миф об убийстве дракона героем. Картина Святослава Рериха глубоко сим волична, в то же время сиреневые, светло-фиоле товые, красные и синие цвета картины придают ей декоративность. Продолжая философскую тематику, еще раз об ратимся к учению Живой Этики. По воду драко нов как человеческих пороков, постоянно встре чающихся в обычной жизни человека, учение го ворит: «Дракон порога явно показан как страж сознания человека, такое представление сделало из дракона отвлеченный символ, но эти драконы стоят гораздо ближе к жизни каждого обихода. Че ловек питает их своим недовольством. Нет такого обихода, который удовлетворил бы человека. Не говорю о жажде знания, которая будет достойным исканием. Недовольство обиходом основано обычно на низменных страстях, тогда настает на стоящий драконов праздник, и накопление чело веческое идет в пищу дракону. Мы уже не раз говорили о злом обиходе, кото рый себе создает человек, но когда беседуем о Надземном, нужно еще оглянуться на препят ствующие обстоятельства. О простой порог люди спотыкаются и даже падают, и даже убиваются. Но если это будет злой порог ненавистного обихода, то шаг через него будет опасен. Сколько злотолкований происходит у злого по рога. На радость драконам ужасные проклятия зарождаются. Мы говорили: "Уберите сор с порога". Этот сор питает дракона, он может так растолстеть, что и в дверь не пройти. Нужно подумать, что злой оби ход является препятствием к восхождению. Кто- то уже кричит - мы уже давно это знаем! Друг, если бы знал, то порог твой был бы чище... Мыслитель говорил: "Разве не чудо, что можете превращать зло в добро?"» (Учение Живой Этики. Надземное, 1, 2008). И еще: «...человек должен не только уметь взгля нуть вверх, но и заглянуть в свои глубины. Второе не легче первого. В глубине "чаши" покоится ветхий аспид, каждое неправильное движение может раз будить его: он наполнит злобою, он лишит силы, он прикроет доброе намерение. С великим трудом может человек избавиться от ветхого спутника. Но человек может упорно развивать в себе одно качество, которое может противостать аспидовым уловкам. При чистосердечии человек почует меру, после которой наступает царство аспида. Почуя эту границу, человек отложит задуманное дей ствие, а затем встанут и другие знаки. Главное — воздержаться от сомнительного действия. Эту гра ницу человек может почуять и тем не дать про снуться аспиду. Лучше быть разборчивым в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz