Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.

А. А. Самсыка. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ ЗМЕЕБОРЧЕСТВА В ЖИВОПИСИ НИКОЛАЯ И СВЯТОСЛАВА РЕРИХОВ 63 С. Н. Рерих. Триумф Евы, 1968 г. ночных происшествий, распахнула свои круглые глаза. Вдали, на песчаном берегу моря, страус зарыл голову в песок. А обезьяна на первом плане картины закрыла свои глаза ладонями. Эта обезь ­ яна из скульптурной группы трёх обезьян, кото ­ рую Мохандас Ганди держал на своём рабочем столе. Одна из них закрывает лапами уши, чтобы не слышать ничего плохого, вторая — рот, чтобы не говорить ничего плохого, а третья, попавшая на картину Святослава Рериха, — глаза, чтобы не ви ­ деть ничего плохого. Но как же ведёт себя в этой запутанной ситуации Адам? ... Адам отшатывается от своей суженой “ половины ” . В ней лишь не ­ прикрытая жажда наслаждений и...никаких тайн. Всё до предела просто и обнажено» (Беликов, 2004. С. 209). В этой картине С. Н. Рериха можно также про ­ вести аналогию с другим традиционным аспектом мифологии, в котором заключена связь образа змеи с женским началом — с культом земли, пло ­ дородия, жизненной силы. Но попутно с картиной «Триумф Евы» следует упомянуть другую работу С. Н. Рериха, связанную с этим же библейским сюжетом, — картину «Веч ­ ный зов» (1944). Здесь те же персонажи - Ева, Адам, яблоко, но совсем другие эмоции вызывает художественная трактовка известного эпизода тем же автором. Художник изображает Адама в коле ­ нопреклоненной позе с мольбой в глазах, он тя ­ нется к Еве с тем, чтобы приобщиться через так называемый «запретный плод» к знанию. Ева, ис ­ полненная грации и женственности, мягким плав ­ ным движением руки устремляется к этому плоду. И название картины говорит о вечном зове любви и зове как жажде знания, любви к познанию, любви к мудрости, и здесь уже протягивается нить от мифологии к философии. Но в картине нет змея, да и соблазнительницы по сути нет, есть просто Тайна Мироздания. Хро ­ нологически картина «Вечный зов» написана раньше картины «Триумф Евы». Обращаясь вновь к «Триумфу Евы», хочется задать вопрос: так что же произошло с людьми, неужели знание, к кото ­ рому они так стремились, сделало их хуже? Но представим себе младенца, который, подрастая, учится ходить. Сколько раз он упадет? Сколько шишек он себе набьет? Сколько слез прольет? Значит ли это, что ему не нужно учиться ходить? Конечно, нет, ведь нет другого способа научиться ходить самостоятельно. Вот так и все человечество, получив знание, должно самостоятельно научиться правильно его применять, человечество должно повзрослеть, вы ­ расти духовно, обрести потерянный рай. В этом заключена вся суть земной эволюции. У Святослава Рериха также, как и у Николая Ре ­ риха, есть картина «Победа» (1945), в которой представлен образ поверженного врага, но не в виде дракона, а в облике человека. В таком изоб ­ ражении художник подразумевает врага как внеш-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz