Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.

62 РЕРИХИ. ПОД ЗНАМЕНЕМ МИРА. К 80-ЛЕТИЮ ПАКТА РЕРИХА Множество санскритских корней в русском языке. Афанасий Тверитянин в Индии. Долгорукий при Акбаре... Нужно, неотложно нужно исследовать эти связи. Ведь не об этнографии, не о филологии думается, но о чем-то глубочайшем и многозначи ­ тельном... Пора русским ученым заглянуть в эти глубины и дать ответ на пытливые вопросы...Тя ­ нется сердце Индии к Руси необъятной. Притяги ­ вает великий магнит индийский сердца русские. Истинно “ Алтай - Гималаи ” - два магнита, два устоя...красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает» (Рерих, 1975. С. 162). Гонорар за составление сборника, в котором был опубликован этот очерк, пошел в фонд Совет ­ ского комитета защиты мира. И сейчас весьма актуальными являются мудрые слова великого мыслителя, ученого, путешествен ­ ника, общественного деятеля, художника, писа ­ теля и поэта — Николая Рериха. Николай Константинович Рерих за свою жизнь написал около семи тысяч картин. Его не менее знаменитый сын — художник Святослав Николае ­ вич Рерих создал около пяти тысяч художествен ­ ных произведений. С сюжетами, в которых при ­ сутствует образ змея, автору этого исследования удалось найти несколько работ Святослава Нико ­ лаевича. Картина С. Н. Рериха «Триумф Евы» (1968) ал ­ легорического содержания посвящена известной библейской легенде, согласно которой Ева при ­ няла от змия-искусителя яблоко, вкусив которое она познала запретное, греховное, затем подели ­ лась яблоком с Адамом, и оба были изгнаны из рая. В «Ветхом Завете» змей является дьяволом- искусителем, через которого в мир вошел страх. Но это весьма поверхностное толкование. В глубочайшем понимании в этом сюжете змей про ­ должает оставаться символом мудрости. Мифология существует для того, чтобы тот, о ком сказано «имеющий уши да слышит», мог по ­ лучить дальнейшие знания, а профан, не готовый вкушать истину, понял только то, что готово вос ­ принять его сознание. Библейские рассказы писа ­ лись в виде притч потому, что не все могут вос ­ принять неприкрытую, незавуалированную ис ­ тину. Человек может не трогать плодов древа познания, жить все время в раю, ни о чем не раз ­ мышлять, не задумываться о том, что вообще есть жизнь. Но тогда он не будет осознавать и своего рая. Нужна ли такая жизнь? И человек вкушает «запретный плод», и начинает познавать... Только пройдя через земную школу, приобретя опыт и знания через многие жизненные испытания, на ­ учившись понимать корень как добра, так и зла, достигнув путем самосовершенствования пре ­ ображения, человек может вновь вернуться в рай, но теперь уже вполне осознанно. Этот момент библейского сюжета содержит зерно всей будущей эволюции человечества, но исследование этого момента не входит в рамки данной работы. Святослав Рерих изображает Еву с радостной, торжествующей улыбкой и распущенными свет ­ лыми волосами. В левой руке она держит надку ­ шенное яблоко, а правой рукой указывает на Змия, от которого она получила мудрое знание. Ее улыбка говорит о радости познания. Змий лежит у её ног. В правом углу картины — испуганный, темнокожий Адам. Ева имеет светлую кожу, а Адам — темную. Вероятно, в этом заключен сим ­ вол просветления Евы знанием, она несет в себе рождение новой человеческой расы, а Адам еще тёмен, ему еще только предстоит вкусить плоды знания. Он показан здесь слегка отшатнувшимся, с удивлением взирающим на перемену, происшед ­ шую в Еве. Здесь же художник изображает птицу и обезьяну, вероятно как символов других этапов творения. И в этих символах лежит еще более глу ­ бокий пласт знаний, за пояснением которого сле ­ довало бы обратиться к фундаментальному труду Е. П. Блаватской — «Тайная Доктрина», но в объеме статьи это сделать не представляется воз ­ можным. Однако не все так просто в этой работе Свято ­ слава Рериха, несущей в себе элементы декора ­ тивности. Улыбка Евы несколько саркастическая, фигура угловатая. Если учесть то, что художник во многих своих полотнах того же периода обличал уродливые социальные и моральные стороны со ­ временного мира, то можно привести еще одну трактовку этой картины — известного биографа семьи Рерихов П. Ф. Беликова: « “ Триумф Евы ” - сложнейшее по композиции и цветовой гамме произведение. В центре полотна — современная, рафинированная Ева. “ Запретный плод ” привлёк её вкусом наслаждения плоти. Она ощутила уже и себя саму источником такого наслаждения и пред ­ вкушает свой триумф, своё победное шествие по всему миру. А что же мир? - “ Змий искуситель ” жмурится от удовольствия. Распустились цветы, цветущие лишь в ночную пору. Сова, свидетель

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz