Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.
62 РЕРИХИ. ПОД ЗНАМЕНЕМ МИРА. К 80-ЛЕТИЮ ПАКТА РЕРИХА Множество санскритских корней в русском языке. Афанасий Тверитянин в Индии. Долгорукий при Акбаре... Нужно, неотложно нужно исследовать эти связи. Ведь не об этнографии, не о филологии думается, но о чем-то глубочайшем и многозначи тельном... Пора русским ученым заглянуть в эти глубины и дать ответ на пытливые вопросы...Тя нется сердце Индии к Руси необъятной. Притяги вает великий магнит индийский сердца русские. Истинно “ Алтай - Гималаи ” - два магнита, два устоя...красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подает» (Рерих, 1975. С. 162). Гонорар за составление сборника, в котором был опубликован этот очерк, пошел в фонд Совет ского комитета защиты мира. И сейчас весьма актуальными являются мудрые слова великого мыслителя, ученого, путешествен ника, общественного деятеля, художника, писа теля и поэта — Николая Рериха. Николай Константинович Рерих за свою жизнь написал около семи тысяч картин. Его не менее знаменитый сын — художник Святослав Николае вич Рерих создал около пяти тысяч художествен ных произведений. С сюжетами, в которых при сутствует образ змея, автору этого исследования удалось найти несколько работ Святослава Нико лаевича. Картина С. Н. Рериха «Триумф Евы» (1968) ал легорического содержания посвящена известной библейской легенде, согласно которой Ева при няла от змия-искусителя яблоко, вкусив которое она познала запретное, греховное, затем подели лась яблоком с Адамом, и оба были изгнаны из рая. В «Ветхом Завете» змей является дьяволом- искусителем, через которого в мир вошел страх. Но это весьма поверхностное толкование. В глубочайшем понимании в этом сюжете змей про должает оставаться символом мудрости. Мифология существует для того, чтобы тот, о ком сказано «имеющий уши да слышит», мог по лучить дальнейшие знания, а профан, не готовый вкушать истину, понял только то, что готово вос принять его сознание. Библейские рассказы писа лись в виде притч потому, что не все могут вос принять неприкрытую, незавуалированную ис тину. Человек может не трогать плодов древа познания, жить все время в раю, ни о чем не раз мышлять, не задумываться о том, что вообще есть жизнь. Но тогда он не будет осознавать и своего рая. Нужна ли такая жизнь? И человек вкушает «запретный плод», и начинает познавать... Только пройдя через земную школу, приобретя опыт и знания через многие жизненные испытания, на учившись понимать корень как добра, так и зла, достигнув путем самосовершенствования пре ображения, человек может вновь вернуться в рай, но теперь уже вполне осознанно. Этот момент библейского сюжета содержит зерно всей будущей эволюции человечества, но исследование этого момента не входит в рамки данной работы. Святослав Рерих изображает Еву с радостной, торжествующей улыбкой и распущенными свет лыми волосами. В левой руке она держит надку шенное яблоко, а правой рукой указывает на Змия, от которого она получила мудрое знание. Ее улыбка говорит о радости познания. Змий лежит у её ног. В правом углу картины — испуганный, темнокожий Адам. Ева имеет светлую кожу, а Адам — темную. Вероятно, в этом заключен сим вол просветления Евы знанием, она несет в себе рождение новой человеческой расы, а Адам еще тёмен, ему еще только предстоит вкусить плоды знания. Он показан здесь слегка отшатнувшимся, с удивлением взирающим на перемену, происшед шую в Еве. Здесь же художник изображает птицу и обезьяну, вероятно как символов других этапов творения. И в этих символах лежит еще более глу бокий пласт знаний, за пояснением которого сле довало бы обратиться к фундаментальному труду Е. П. Блаватской — «Тайная Доктрина», но в объеме статьи это сделать не представляется воз можным. Однако не все так просто в этой работе Свято слава Рериха, несущей в себе элементы декора тивности. Улыбка Евы несколько саркастическая, фигура угловатая. Если учесть то, что художник во многих своих полотнах того же периода обличал уродливые социальные и моральные стороны со временного мира, то можно привести еще одну трактовку этой картины — известного биографа семьи Рерихов П. Ф. Беликова: « “ Триумф Евы ” - сложнейшее по композиции и цветовой гамме произведение. В центре полотна — современная, рафинированная Ева. “ Запретный плод ” привлёк её вкусом наслаждения плоти. Она ощутила уже и себя саму источником такого наслаждения и пред вкушает свой триумф, своё победное шествие по всему миру. А что же мир? - “ Змий искуситель ” жмурится от удовольствия. Распустились цветы, цветущие лишь в ночную пору. Сова, свидетель
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz