Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.

А. А. Самсыка. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ ЗМЕЕБОРЧЕСТВА В ЖИВОПИСИ НИКОЛАЯ И СВЯТОСЛАВА РЕРИХОВ 61 книжку на хинди “ Парахамса Нараяны ” о проро ­ чествах, касающихся настоящего времени и бли ­ жайшего будущего. Очень любопытно, ибо совпа ­ дает во многих частях и с другими слышанными пророчествами в Монголии и Тибете. Затем пере ­ давали пророчество Баба касательно тех же времен и событий, но в ином варианте, который показы ­ вает, что источники были какие-то иные. Нако ­ нец, Теджрам принес пророчество сикхов Гуру Го- винда, в котором упомянуты еще более интерес ­ ные подробности... Ко времени все эти легенды, пророчества, предания сплетаются в один много ­ значительный венок... Исследуя все эти части на ­ родной мозаики, можно удивляться разнообразию источников ее... Но под всем этим разнообразием чувствуется одна мысль, одно таинственное зна ­ ние и прозрение... Теперь уже поняли, что фольк ­ лор составляет интересную научную область. Так же точно и многозначительность народных про ­ рочеств сделается научным достоянием. Ведь не в какие-то отдаленные века творится живая народ ­ ная легенда, но она куется и сейчас и мудро тол ­ кует о мировых событиях» (Рерих, 2000. С. 304). Об образе Змия в картине Н. К. Рериха «Крик Змия» (сюда можно отнести и образ Змия в других полотнах художника) сказано: «Змия такого никто не видел на Земле, следовательно, это явле ­ ние тонкого порядка, имеющее отношение к аст ­ ральному Свету, в связи с состоянием простран ­ ства и предчувствием наступающего грозного вре ­ мени для всей планеты как прозрение в область грядущих событий. Тогда, когда писалась картина, еще ничего не было, но дух художника чуял на ­ двигающуюся волну событий общепланетного размаха, кармически неотвратимых. В данном случае Змий является символом знания, знания глубокого и.Сокровенного. Люди оповещаются о наступающем будущем, которое теперь для всего человечества стало уже прошлым, правда еще не завершенным до конца, но завершающимся к ука ­ занному сроку» (Грани Агни Йоги, 1997. С. 188). Рерих сюжеты своих картин черпал из мировой сокровищницы легенд и преданий. Об индо-рус ­ ских связях Н. К. Рерих писал в своем очерке «Русь — Индия»: «...в песнях русских сектантов сказывались целые санскритские песнопения, хотя и в очень искаженном виде. Откуда? Конеч ­ но, в Баку с древних времен был храм Вечного огня, при котором всегда жили индийские садху.. Значит, с давних пор были какие-то связи. В Аст ­ рахани и Поволжье жили индусы. Даже от них пошли некоторые обрусевшие роды. При Екате ­ рине индусский раджа - в Яблоницах. Сказание об Иосифе — царевиче Индийском. Беловодье. Н. К. Рерих. Бой со Змеем, 1912 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz