Самсыка А.А. Мифологический мотив змееборчества в живописи Николая и Святослава Рерихов. Мурманск. 2014, № 2, с. 51 - 67.

60 РЕРИХИ. ПОД ЗНАМЕНЕМ МИРА. К 80-ЛЕТИЮ ПАКТА РЕРИХА Н. К. Рерих. Змий древний, 1924 г. Открыто прекрасное тело благое. Глаза у благой бездонные. Волосы очень темные. Ногти янтарного цвета. Вокруг грудей и плеч разлиты ароматы из особенных трав. Чисто умыта Лакшми и ее девушки (Рерих, 2009. С. 74). Таким образом, художник демонстрирует син ­ тез форм западного и восточного искусства. У Н. К. Рериха есть еще одна картина этой те ­ матики, написанная ранее, — «Бой со Змеем» (1912), где также можно видеть элементы разных культур. Здесь мы видим ковровую композицию. Манера исполнения приближается к китайским фризовым рельефам. В основе этой работы также лежит мифологический сюжет — образ змея, по ­ пулярный в Китае и на Руси. Вариант этой картины — тоже «Бой со Змеем» (1912) - эскиз занавеса к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». Здесь художник обращается к скандинав ­ ской мифологии. Не случайно сам Рерих в одной из своих статей писал, что «понятие наших начал искусства почти становится равнозначащим с об ­ ращением к Индии, Монголии, Китаю или Скан ­ динавии» (Рерих, 2005. С. 28). В 1920 году Н. К. Рерих начал записывать первые строки философского учения, которое получило название Живая Этика. Это учение впоследствии продолжила и систематизировала Елена Ивановна Рерих. В этом учении содержится много легенд, притч, но, кроме того, есть и научные направления, а также прямые напутствия человечеству. В связи с символом змея в Живой Этике есть такие указания: «Нужно устремить внимание на надвигающиеся со ­ бытия. Нужно понять, что человечество вступает в период постоянных войн. Очень разновидны такие войны, но един принцип их — вражда везде и во всем. Никто не помыслит, какой опустошающий ко ­ стер создается, когда множество людей укрепляет гу ­ бительный круг около всей планеты. Это тот самый змей, который хуже льдов и снегов. Не думайте, что это пугало. Нет, каждый день приносит доказатель ­ ства разрушения. Кощей не дремлет, но забава силится отвлечь глаза от пожара» (Учение Живой Этики. Мир Огненный, 2006). Как актуальны эти слова и в наши дни! Сколько змей и драконов по ­ всюду выпускают свои головы! Как нужны герои! В том же учении Учитель говорит: «Могу радо ­ ваться, когда вижу воинов бодрыми. Путей много, и преследователи не угонятся. Кроме того, каждая битва с тьмою есть действие достойное. Каждое рассеяние тьмы есть долг человека. Герой вызы ­ вает трубным звуком дракона, чтобы поразить его. Пока змей под землею, не будут у очага спокойны люди. Каждое истребление скверны уже будет строительством будущего. Не может смущаться герой» (Учение Живой Этики. АУМ, 2006). Путешественник и собиратель народных легенд Н. К. Рерих писал: «Тамдинг принес с базара

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz