Самсыка А.А. Культурно-просветительская деятельность Рериховских организаций на примере Мурманской области. Наука и бизнес на Мурмане. 2012, № 2, с. 42 - 58.

46 БЕРЕГА И ОСТРОВА КУЛЬТУРЫ Это еще и ценностная функция, ведь Пакт предполагает развитие в молодом поколении по ­ нимание ценности творчества. Рерих считал, что необходимо не только всемерно охранять куль ­ турное наследие, но и оценить его по достоинству, чтобы тем возвысить человеческий дух. Еще одна функция - педагогическая. Пакт предполагает воспитание молодого поколения на принципах культуры и мира. Рерих говорил о том, что нужно «зажигать» сердца понятиями героизма и подвига, мужества и беспредельного творчества, которые дадут молодежи духовное здоровье, что уже будет являться ступенью к культуре. Можно обозначить и такие функции, как про ­ светительская и объединительная. Пакт пред ­ полагает через лекции, опубликование разъ ­ ясняющих статей и выступления утверждать в общественном сознании необходимость охраны культурных ценностей, что и делается многими Рериховскими организациями, в том числе Мур ­ манским Рериховским обществом. Пакт ставит своей целью — содружество наро ­ дов на принципах признания сокровищ культуры едиными и ценными для всех, а не только для какой-либо страны. У народов есть культурное до ­ стояние, которое может быть использовано ими в целях мира и прогресса, прежде всего духовного. Прежде чем перейти к освещению деятельно ­ сти Рериховских организаций, в том числе Мур ­ манского Рериховского общества, необходимо сказать еще об одном важном вкладе семьи Рери ­ хов в сокровищницу мировой культуры. Это при ­ несение человечеству новой научно-философской системы, получившей название Учение Живой Этики. Что это за система и для чего она нужна? За весь период существования человечества в мире, начиная с мифологии, было множество раз ­ личных философских систем, духовных и рели ­ гиозных учений, соответствующих определенному этапу эволюции людей. Какие-то из них не оправ ­ дали себя, другие оставлялись ввиду того, что эво ­ люция продвигалась вперед и нужны были новые философские концепции. Были и трагические мо ­ менты в этом процессе - религиозные войны и вражда религии с наукой. Наше время уникально тем, что мы живем на стыке тысячелетий, когда ломаются многие сте ­ реотипы мышления, когда многое из того, что было дано тысячелетия назад, недостаточно отве ­ чает современному миропониманию. Этому спо ­ собствовал большой скачок в развитии науки, как традиционной экспериментальной, так и мета ­ науки, которая идет через внутренний мир чело ­ века, через духовное пространство. Это и прорыв в космическое пространство, и как следствие — зарождение нового вида мышления — космиче ­ ского. Предпосылками к этому явилось также по ­ явление в конце XIX века такого явления, как «русский космизм». При таком глобальном переустройстве мира не ­ обходимо новое, расширенное переосмысление таких понятий, как мораль, этика, культура в со ­ ответствии не только с человеческими законами, но и Космическими Законами. Необходима такая философская система, которая объединила бы науку и религию, мысль Запада и Востока, была бы понятна представителям всех религий. Такой новой научно-философской системой и явилось Учение Живой Этики. Живая Этика не связана ни с эзотерикой, ни с мистикой, так как представляет собой открытую систему знаний. Она не относится к религии, не ­ смотря на то, что затрагивает вопросы, тради ­ ционно относящиеся к религиозной теме. В ней нет религиозного культа, но содержится созна ­ тельная и научно осмысленная этика. Живая Этика - это новая система познания, дающая возможность понять и переосмыслить важнейшие эволюционные, социальные, истори ­ ческие и творческие процессы, происходящие на нашей планете. Нет такой отрасли жизни человечества, которая не была бы затронута и не разбиралась бы в Учении Живой Этики. Самым широким образом в нем по ­ ставлена проблема культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов, так как куль ­ тура есть мощное энергетическое пространство. Вот эти эволюционные действия Рерихов: Пакт Рериха и Знамя Мира, Центрально-Азиатская экспедиция, научно-исследовательский институт «Урусвати» и нЪучно-философское Учение Живая Этика привели к тому, что по всему миру ширится целое движение во имя Культуры, получившее название - Рериховское движение, участником которого является и Мурманское Рериховское общество. Основной задачей этого движения является создание культурно-духовного простран ­ ства и постоянное его наполнение. Неоднократно поднимая вопросы культуры, Н. К. Рерих писал: «Мы уже не раз говорили, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz