Самсыка А.А. Культурно-просветительская деятельность Рериховских организаций на примере Мурманской области. Наука и бизнес на Мурмане. 2012, № 2, с. 42 - 58.
46 БЕРЕГА И ОСТРОВА КУЛЬТУРЫ Это еще и ценностная функция, ведь Пакт предполагает развитие в молодом поколении по нимание ценности творчества. Рерих считал, что необходимо не только всемерно охранять куль турное наследие, но и оценить его по достоинству, чтобы тем возвысить человеческий дух. Еще одна функция - педагогическая. Пакт предполагает воспитание молодого поколения на принципах культуры и мира. Рерих говорил о том, что нужно «зажигать» сердца понятиями героизма и подвига, мужества и беспредельного творчества, которые дадут молодежи духовное здоровье, что уже будет являться ступенью к культуре. Можно обозначить и такие функции, как про светительская и объединительная. Пакт пред полагает через лекции, опубликование разъ ясняющих статей и выступления утверждать в общественном сознании необходимость охраны культурных ценностей, что и делается многими Рериховскими организациями, в том числе Мур манским Рериховским обществом. Пакт ставит своей целью — содружество наро дов на принципах признания сокровищ культуры едиными и ценными для всех, а не только для какой-либо страны. У народов есть культурное до стояние, которое может быть использовано ими в целях мира и прогресса, прежде всего духовного. Прежде чем перейти к освещению деятельно сти Рериховских организаций, в том числе Мур манского Рериховского общества, необходимо сказать еще об одном важном вкладе семьи Рери хов в сокровищницу мировой культуры. Это при несение человечеству новой научно-философской системы, получившей название Учение Живой Этики. Что это за система и для чего она нужна? За весь период существования человечества в мире, начиная с мифологии, было множество раз личных философских систем, духовных и рели гиозных учений, соответствующих определенному этапу эволюции людей. Какие-то из них не оправ дали себя, другие оставлялись ввиду того, что эво люция продвигалась вперед и нужны были новые философские концепции. Были и трагические мо менты в этом процессе - религиозные войны и вражда религии с наукой. Наше время уникально тем, что мы живем на стыке тысячелетий, когда ломаются многие сте реотипы мышления, когда многое из того, что было дано тысячелетия назад, недостаточно отве чает современному миропониманию. Этому спо собствовал большой скачок в развитии науки, как традиционной экспериментальной, так и мета науки, которая идет через внутренний мир чело века, через духовное пространство. Это и прорыв в космическое пространство, и как следствие — зарождение нового вида мышления — космиче ского. Предпосылками к этому явилось также по явление в конце XIX века такого явления, как «русский космизм». При таком глобальном переустройстве мира не обходимо новое, расширенное переосмысление таких понятий, как мораль, этика, культура в со ответствии не только с человеческими законами, но и Космическими Законами. Необходима такая философская система, которая объединила бы науку и религию, мысль Запада и Востока, была бы понятна представителям всех религий. Такой новой научно-философской системой и явилось Учение Живой Этики. Живая Этика не связана ни с эзотерикой, ни с мистикой, так как представляет собой открытую систему знаний. Она не относится к религии, не смотря на то, что затрагивает вопросы, тради ционно относящиеся к религиозной теме. В ней нет религиозного культа, но содержится созна тельная и научно осмысленная этика. Живая Этика - это новая система познания, дающая возможность понять и переосмыслить важнейшие эволюционные, социальные, истори ческие и творческие процессы, происходящие на нашей планете. Нет такой отрасли жизни человечества, которая не была бы затронута и не разбиралась бы в Учении Живой Этики. Самым широким образом в нем по ставлена проблема культуры как средства спасения планеты от грядущих катаклизмов, так как куль тура есть мощное энергетическое пространство. Вот эти эволюционные действия Рерихов: Пакт Рериха и Знамя Мира, Центрально-Азиатская экспедиция, научно-исследовательский институт «Урусвати» и нЪучно-философское Учение Живая Этика привели к тому, что по всему миру ширится целое движение во имя Культуры, получившее название - Рериховское движение, участником которого является и Мурманское Рериховское общество. Основной задачей этого движения является создание культурно-духовного простран ства и постоянное его наполнение. Неоднократно поднимая вопросы культуры, Н. К. Рерих писал: «Мы уже не раз говорили, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz