Самсыка А.А. Культурно-просветительская деятельность Рериховских организаций на примере Мурманской области. Наука и бизнес на Мурмане. 2012, № 2, с. 42 - 58.

44 БЕРЕГА 14 ОСТРОВА КУЛЬТУРЫ цивилизация в корне своем имеет гражданствен ­ ное, общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, то есть цивилизации, ко ­ торая в высоком синтезе создает вечное, неистре ­ бимое понятие Культуры. Как мы видим на мно ­ гих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистре ­ бимых духовных скрижалях создает великое на ­ следие, питающее будущую молодую поросль. Каждый производитель стандартных изделий, каждый фабрикант, конечно, является уже циви ­ лизованным человеком, но никто не будет на ­ стаивать на том, ч то каждый владелец фабрики уже непременно есть культурный человек. И очень может оказаться, что низший работник фабрики может быть носителем несомненной Культуры, тогда как владелец ее окажется лишь в пределах цивилизации. Можно легко себе представить “ Дом Культуры ” , но будет очень неуклюже звучать: “ Дом Цивилизации ” . Вполнеопределительнозву ­ чит название "культурный работник", но совсем иное будет обозначать — “ цивилизованный ра ­ ботник ” . Каждый профессор университета вполне удовлетворится названием культурного работ ­ ника, но попробуйте сказать почтенному профес ­ сору, что он работник цивилизованный; за такое прозвище каждый ученый, каждый творец почув ­ ствует внутреннюю неловкость, если не обиду. Мы знаем выражения “ цивилизация Греции ” , “ циви ­ лизация Египта", “ цивилизация Франции ” , но они нисколько не исключают следующего, выс ­ шего в своей нерушимости, выражения, когда говорим о великой Культуре Египта, Греции, Рима, Франции...» (Рерих, 1999. I. С. 44). О понятиях культуры и цивилизации пишет наша современница — ученый-индолог, лауреат премии имени Дж. Неру, директор музея имени Н. К. Рериха в Москве Л. В. Шапошникова: «Культура есть явление духа творческой деятель ­ ности человека. Цивилизация, или попросту обу ­ стройство жизни человека во всех ее материаль ­ ных, гражданских аспектах, есть материя этой дея ­ тельности. Оба вида деятельности, казалось бы, гак тесно связанные между собой, имеют различ ­ ные источники возникновения и содержат в себе различный смысл своей сути и назначения. Отож ­ дествление цивилизации и Культуры приводит к путанице основных понятий, к недооценке духов ­ ного фактора в истории человечества. Подмена одного понятия другим небезобидна, в результате она приводит к грезам о “ тысячелетних царствах ” , “ вечно живых учениях", “ пролетарских" и “ бур ­ жуазных ” культурах. Это то, что мы уже прошли и начинаем критически осмысливать» (Шапошни ­ кова, 2011. С. 34). Развивая далее эту тему, можно привести еще такое высказывание мыслителя Н. К. Рериха: «Разве не странно, что политика и Культура в су ­ ществе своем разошлись? Казалось бы, и то и дру ­ гое служат улучшению жизни, но за последнее время чванная политика как-то откололась от пути Культуры. Проверим, много ли участвует ху ­ дожников и ученых среди политических собра ­ ний. Окажется, что лишь в малом количестве стран в законодательных учреждениях широко включены представители науки и искусства» (Рерих, 2002. II. С. 592). Крупный общественный деятель и просвети ­ тель Николай Рерих за свою жизнь создал множе ­ ство культурных учреждений. Прежде всего надо отметить период его деятельности на посту дирек ­ тора школы «Общества поощрения художеств» при Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1900-х годов Н. К. Рерих работал для театра, писал декорации, создавал эскизы костюмов, при ­ нимал участие в создании ряда выдающихся цер ­ ковных строений. Сеть культурных учреждений была создана Н. К. Рерихом в Америке за годы его жизни в Нью-Йорке (1920 — 1923), в том числе сотрудни ­ ками Николая Константиновича был создан музей им. Н. К. Рериха, при котором работала школа ис ­ кусств, затем был основан Институт Объединён ­ ных Искусств. Институт постепенно вырос в общепризнанное просветительское учреждение, в котором действительно объединились все искус ­ ства. Также были образованы новые классы му ­ зыки и скульптуры для слепых, что в то время считалось немыслимо трудным. Заветы Рериха выявили новое направление для того времени — служение культуре. Николаем Константиновичем был учрежден Между народный художественный центр «Корона Мунди», т. е. «Венец Мира». Это название симво ­ лизировало идею доступности искусства всех на ­ родов для масс в его воспитательном, эстетиче ­ ском и художественном значении. В начале тридцатых годов, когда Н. К. Рерих жил в Индии, но периодически приезжал в Аме

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz