Самсыка А.А. Культурно-просветительская деятельность Рериховских организаций на примере Мурманской области. Наука и бизнес на Мурмане. 2012, № 2, с. 42 - 58.
44 БЕРЕГА 14 ОСТРОВА КУЛЬТУРЫ цивилизация в корне своем имеет гражданствен ное, общественное строение жизни. Казалось бы, совершенно ясно, что каждая страна проходит степень общественности, то есть цивилизации, ко торая в высоком синтезе создает вечное, неистре бимое понятие Культуры. Как мы видим на мно гих примерах, цивилизация может погибать, может совершенно уничтожаться, но Культура в неистре бимых духовных скрижалях создает великое на следие, питающее будущую молодую поросль. Каждый производитель стандартных изделий, каждый фабрикант, конечно, является уже циви лизованным человеком, но никто не будет на стаивать на том, ч то каждый владелец фабрики уже непременно есть культурный человек. И очень может оказаться, что низший работник фабрики может быть носителем несомненной Культуры, тогда как владелец ее окажется лишь в пределах цивилизации. Можно легко себе представить “ Дом Культуры ” , но будет очень неуклюже звучать: “ Дом Цивилизации ” . Вполнеопределительнозву чит название "культурный работник", но совсем иное будет обозначать — “ цивилизованный ра ботник ” . Каждый профессор университета вполне удовлетворится названием культурного работ ника, но попробуйте сказать почтенному профес сору, что он работник цивилизованный; за такое прозвище каждый ученый, каждый творец почув ствует внутреннюю неловкость, если не обиду. Мы знаем выражения “ цивилизация Греции ” , “ циви лизация Египта", “ цивилизация Франции ” , но они нисколько не исключают следующего, выс шего в своей нерушимости, выражения, когда говорим о великой Культуре Египта, Греции, Рима, Франции...» (Рерих, 1999. I. С. 44). О понятиях культуры и цивилизации пишет наша современница — ученый-индолог, лауреат премии имени Дж. Неру, директор музея имени Н. К. Рериха в Москве Л. В. Шапошникова: «Культура есть явление духа творческой деятель ности человека. Цивилизация, или попросту обу стройство жизни человека во всех ее материаль ных, гражданских аспектах, есть материя этой дея тельности. Оба вида деятельности, казалось бы, гак тесно связанные между собой, имеют различ ные источники возникновения и содержат в себе различный смысл своей сути и назначения. Отож дествление цивилизации и Культуры приводит к путанице основных понятий, к недооценке духов ного фактора в истории человечества. Подмена одного понятия другим небезобидна, в результате она приводит к грезам о “ тысячелетних царствах ” , “ вечно живых учениях", “ пролетарских" и “ бур жуазных ” культурах. Это то, что мы уже прошли и начинаем критически осмысливать» (Шапошни кова, 2011. С. 34). Развивая далее эту тему, можно привести еще такое высказывание мыслителя Н. К. Рериха: «Разве не странно, что политика и Культура в су ществе своем разошлись? Казалось бы, и то и дру гое служат улучшению жизни, но за последнее время чванная политика как-то откололась от пути Культуры. Проверим, много ли участвует ху дожников и ученых среди политических собра ний. Окажется, что лишь в малом количестве стран в законодательных учреждениях широко включены представители науки и искусства» (Рерих, 2002. II. С. 592). Крупный общественный деятель и просвети тель Николай Рерих за свою жизнь создал множе ство культурных учреждений. Прежде всего надо отметить период его деятельности на посту дирек тора школы «Общества поощрения художеств» при Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1900-х годов Н. К. Рерих работал для театра, писал декорации, создавал эскизы костюмов, при нимал участие в создании ряда выдающихся цер ковных строений. Сеть культурных учреждений была создана Н. К. Рерихом в Америке за годы его жизни в Нью-Йорке (1920 — 1923), в том числе сотрудни ками Николая Константиновича был создан музей им. Н. К. Рериха, при котором работала школа ис кусств, затем был основан Институт Объединён ных Искусств. Институт постепенно вырос в общепризнанное просветительское учреждение, в котором действительно объединились все искус ства. Также были образованы новые классы му зыки и скульптуры для слепых, что в то время считалось немыслимо трудным. Заветы Рериха выявили новое направление для того времени — служение культуре. Николаем Константиновичем был учрежден Между народный художественный центр «Корона Мунди», т. е. «Венец Мира». Это название симво лизировало идею доступности искусства всех на родов для масс в его воспитательном, эстетиче ском и художественном значении. В начале тридцатых годов, когда Н. К. Рерих жил в Индии, но периодически приезжал в Аме
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz